В рамках обучения игре на электрогитаре одной из самых главных и самых сложных задач для преподавателя является формирование у ученика критериев оценки качества собственной игры - так называемого технического слуха.
Т.е. в буквальном смысле слова человеку надо вложить в голову, что такое хорошее гитарное звучание, а что такое плохое. А как мы знаем, звукоизвлечение считается качественным, когда одновременно и непрерывно выполняется ряд требований: ритмичность, динамичность, импульсивность, синхронизация, интонация, чистота, оптимальность.
В рамках этой работы я ввожу такое понятие как слуховое ожидание. Т.е. прежде чем фраза будет сыграна, мы должны представить себе ее звучание. Например, в упражнении на переменный штрих мы должны ожидать острые, точечные, динамически и ритмически идентичные ноты. В упражнении на легато все ноты должны плавно переливаться друг в друга без каких-либо микроразрывов, аритмии и лишних призвуков. А в риффах мы ждем мощных и упругих выстрелов гитары вместе с барабанами и т.д. И если наше слуховое ожидание (представление) не совпадает с реальностью, это должно резать ухо и формировать потребность в корректировке механики работы рук. Именно так, а не наоборот!
Слух формирует потребность в данной корректировке. Если человеку не режут ухо его же ошибки, можно бесконечно долго рассказывать ему про постановки рук, как держать гитару прочие нюансы. Но все это будет в никуда. Поэтому основная задача преподавателя на начальном этапе заключается далеко не только в постановке рук. Представьте себе, что вы учитесь рисовать с натуры, но при этом саму натуру вам мельком покажут пару раз и то мельком, а все остальное время будут рассказывать как стоять у мольберта и держать кисть. Вероятно разбирающиеся в живописи люди меня в чем-то поправят, но думаю, смысл понятен. Чтобы решить эту задачу при обучении игре на электрогитаре используются разные методы: классические и инновационные.
Под первыми подразумевается стандартный процесс: преподаватель показывает звучание в режиме реального времени, комментирует нюансы, ученик старается воспроизвести услышанное. Однако, жить в 2020-х годах есть и не пользоваться благами цивилизации - преступление. Поэтому мы также активно используем инновационный подход в виде работы над звукоизвлечением в DAW. Дело в том, что отследить такое большое количество переменных в режиме реального времени под силу далеко не каждому человеку (что абсолютно нормально). Регулярная практика записи своей игры и лобовое сравнение получившегося звучания с эталоном, будь то оригинальный трек или игра преподавателя, позволяют эффективно прокачать технический слух, а вслед за ним и непосредственно технику. Далее в процессе эти навыки эксплуатируются и без звукозаписи, просто при игре в real time. И вот тогда ваше слуховое ожидание станет не вашей проблемой (как говорил классик), а вашим преимуществом.