Общие принципы игры на электрогитаре

 основы игры на электрогитаре Любой человек, которого в один прекрасный день заинтересовала игра на электрогитаре, найдет на просторах интернета огромное количество видео с участием мастеров гитарного искусства. Как правило, после нескольких просмотров живых выступлений тех же John Petrucci, Paul Gilbert, Nuno Bettencourt и прочих лидеров гитарной музыки, возникает желание научиться играть произведения любимых музыкантов. Это естественное развитие событий в подобной ситуации, и как ни странно, человек начинает тратить часы, дни и даже годы на то, чтобы осуществить разбор на электрогитаре, выучить конкретное произведение и сыграть его буквально нота-В-ноту с оригиналом. Это может быть рифф, соло или вообще вся песня целиком — в данном случае это не важно.

 Итак, предположим, прошли годы с момента разучивания первых нот. Партия электрогитары выбранной композиции «села» в руки или можно сказать «прошилась» в мышечную память. Это означает, что интеллектуальный ресурс человека практически не задействован в процессе игры на электрогитаре. Все делают руки.

 Следующим этапом будет серия попыток сделать cover на данную вещь. Более простой, но менее популярный вариант — это audio cover. Audio cover проще, чем video cover. Во-первых, есть шанс прописывать гитару кусками. Т.е. сыграл фразу, послушал. Получилось? Поехали дальше и т.д. Чем выше уровень исполнительского мастерства музыканта, тем большие по размеру куски он может прописать за один дубль. Во-вторых, когда на тебя смотрит объектив и моргает красная лампочка, напоминающая, что за тобой «следят», совладать с собой бывает сложнее. Опять-таки это относится к постигающим азы музыкантам.

 К слову, периодическая практика студийной работы ценна тем, что, слушая себя в записи, можно заметить большинство своих ошибок. В то время, как играя в живую слышно только 30% неточностей. Это связано с тем, что игра на гитаре отнимает определенную долю внимания, и большая часть ошибок ускользает. Именно поэтому практическая студийная работа очень полезна в образовательном процессе.

 Предположим, план удался, cover сделан — задача выполнена. Гитарист после прослушивания своего труда включает оригинальный трек, а затем свой и тут катастрофа! Создается впечатление, что, кроме минусовки, нет ничего общего между двумя треками. Хотя, казалось бы, все ноты на своем месте, фальши нигде нет. И не надо грешить на свою гитару, якобы не те струны, датчики, медиаторы, плохие комбики, примочки и т.п. Это все вторично и не столь важно. Истинной причиной колоссальной разницы оригинала и кавера является некорректная работа рук гитариста. Поверьте, если бы на месте начинающего музыканта оказались те же Andy Timmons, Greg Howe, Guthrie Govan, Doug Aldrich и прочие, плохого результата получиться не могло. И здесь опять-таки не столь важно, сыграет ли сам автор свою вещь или это сделает другой хороший профессионал. В обоих случаях это будет качественно исполненное произведение.

 Так в чем же основной секрет? Как играть на электрогитаре? Ответ следующий: необходимо соблюдать 10 принципов игры на электрогитаре.

Импульсивность

Чистота

Ритмичность

Оптимальность

Динамичность

Синхронизация

Скорость

Интонация

Драйв

Креатив

 Сразу внесу некоторую ясность — 8 из 10 принципов непосредственно зависят от постановки рук. («Постановка правой руки» и «Постановка левой руки»). Если с постановкой что-то не так, то с вероятностью 99,9% большинство принципов будут нарушены.

 Итак, поговорим о каждом принципе более подробно.

Импульсивность

 Чем импульсивнее атака струны, тем сильнее она колеблется. А чем сильнее колеблется струна, тем сильнее и продолжительнее резонируют гриф и корпус электрогитары, и за счет этого получается цепкий, насыщенный звук. Если взять электрогитару ценовой категории 3000$ и 200$ и атаковать их струны с одинаково малой импульсивностью, разница между звучанием дорогого инструмента и дешевого будет пренебрежимо мала. Однако если проделать то же самое, но с высокой импульсивностью, все сразу встанет на свои места, и от гитары за 200$ и мокрого места не останется.

 Так что же такое импульсивность? Из школьного курса физики известно, что P=m*v, где P — импульс, m — масса, v — скорость. Именно про эту импульсивность идет речь. Из формулы видно, что импульс пропорционален массе и скорости физического тела. В нашем случае физическим телом является кисть правой руки (звукоизвлечение медиатором) или пальцы левой руки (легато). Соответственно, если гитарист при атаке медиатором задействует только пальцы p и i, а не всю кисть, теряется масса m (это классическая ошибка). В результате автоматически получается малый импульс. Чтобы этого не произошло необходима правильная постановка правой руки, о чем уже говорилось в соответствующем уроке.

 В свою очередь низкая скорость атаки струны также оказывает негативное влияние на импульсивность. Поэтому в момент удара медиатором движение правой кисти должно быть хлесткими и резкими, будто пощечина. Точно также hammer-on левой руки должны буквально стучать по накладке грифа. Для сравнения можно положить запястье левой руки на деревянный стол и бить по его поверхности пальцами в следующей последовательности: 4-3-2-1-2-3. Надо добиться эффекта равномерного сильного топота. При этом запястье не должно отрываться от поверхности стола. Это поможет работать только фалангами пальцев. То же самое должно происходить и на грифе.

Смотрите видеоурок «Как играть импульсивно»

Читайте статью «Формирование гитарного звука»

Чистота

 Про чистоту звукоизвлечения было уже сказано в уроке «Постановка левой руки». Вкратце напомню, что прижатыми к ладам или открытыми могут быть только игровые струны. Все лишние струны должны быть заглушены. Глушение осуществляется 1-м пальцем левой руки и ребром ладони правой руки. 1-й палец левой руки глушит все нижележащие струны от игровой и одну вышележащую, а ребро ладони правой руки глушит все остальное. Таким образом мы получаем четкое распределение обязанностей между правой и левой рукой.

 Еще одним аспектом чистого звукоизвлечения являются паузы. Не владея информацией о правильном выполнении пауз, невозможно сыграть даже риффы на электрогитаре AC/DC — Back in Black или Highway to Hell, которые построены на трех-четырех аккордах, чем и привлекают новичков. Следует отметить, что паузы возможно выполнить только двумя руками одновременно. Пальцы левой руки должны отжать струны от грифа (если струны были зажаты) или коснуться их не прижимая к ладам (если струны были открыты). А ребро ладони правой руки необходимо поставить в область демпфирования. В случае, если использовать только левую руку, то вместо паузы будет слышен гул, похожий на отголосок демпфирования. Если же использовать только правую руку, то вместо паузы мы услышим звенящее подобие натурального флажолета.

Смотрите видеоурок «Как играть чисто»

Смотрите видеоурок «Как делать паузы»

Ритмичность

 Почему-то крайне малое количество начинающих гитаристов уделяет внимание ритму. Если этой темой кто-то интересуется, то только по настоятельному совету компетентного в музыке человека. К сожалению, далеко не все гитаристы, которых мы видим на экранах телевизоров и на концертных площадках нашей необъятной Родины, имеют представление о ритме. Но раз «people хавает», зачем напрягаться? Могу сказать, что такая ситуация сложилась из-за музыкальной безграмотности подавляющего числа наших соотечественников. Действительно, откуда может взяться грамотность, когда эстрада забита некачественной низкосортной музыкой? Даже интернет не спасает ситуацию, потому что там не так просто наткнуться на команду с хорошей ритм-секцией — надо знать, что искать.

 Когда все ноты и паузы кратны заданному стабильному темпу, человека в прямом смысле начинает «качать». Например, любые песни тех же AC/DC, Van Halen, Extreme, Ozzy, Guns’n’Roses, Motley Crew, Whitesnake ритмично и качественно прописаны. У всех фирмачей идеальная ритм-секция, иначе они ими бы не стали. Из современных особенно хочется выделить Nickelback и Godsmack. Их риффы на электрогитаре не отличаются особыми наворотами, но попробуйте их повторить. Могу поспорить, что даже через месяц каждодневных и упорных попыток у не владеющего ритмом человека ничего хорошего не получится. «На дурачка» такие вещи не делаются.

 Естественно, в данном уроке я буду рассматривать ритм только с позиции гитариста. Предположим, есть источник сигналов (кликов), повторяющихся через одинаковый промежуток времени. Этим источником является метроном. В его ровности никто не сомневается. Задача: извлекать «слепую» ноту (чирк) одновременно с кликом. При точном попадании сигналы метронома не будут слышны. Это происходит, потому что звуки суммируются, пики амплитуды звуковой волны клика и чирка совпадут, и получится более плотный, цельный звук. А теперь представьте, если так непросто попадать под клик метронома, как же тогда сложно сыграть риффы Nuno Bettencourt, Van Halen, Zakk Wylde или сыграть соло Paul Gilbert, Jason Becker, John Petrucci? Как достигается такая ритмичность у гитаристов? Практикой и осознанием того, что необходимо делать. А прежде всего, необходимо научиться играть переменным штрихом.

 Смысл переменного штриха заключается в том, что правая рука дышит 1/16-ми долями такта. Это значит, что каждое движение руки осуществляется именно в каждую 1/16-ю долю, не раньше и не позже. Движения руки делятся на два типа: реальные (удары) и мнимые (взмахи). Следовательно, если я хочу сыграть 1/16-ю ноту, я должен сделать только один удар (вверх или вниз). Если же мне нужно сыграть 1/8-ю ноту, я сделаю 1 удар и 1 взмах, так как 1/8 = 2/16; 1/4-ю ноту — 1 удар и 3 взмаха, потому что 1/4 = 4/16 и так далее. Таким образом, при условии идеально дышащей правой руки, получаются идеальные по длительности ноты.

 Буквально в течение полугода обучения у моих студентов возникают плотные ассоциации между длительностями нот и количеством движений правой руки. Отмечу, что такой способ мышления в разы упрощает чтение нот и табулатур с листа. Данные ассоциации можно записать в виде системы равенств:

1/16Т = П = V;

1/8Т = 2/16Т = П (V) = V (П);

1/8Т. = (1/8+1/16)T = 3/16Т = П (VП) = V (ПV);

1/4Т = 4/16Т = П (VПV) = V (ПVП).

 В вышеописанной системе равенств «Т» — полный такт, «П» — удар вниз, «V» — удар вверх, «(П)» — взмах вниз, «(V)» — взмах вверх.

 99% риффов играется именно переменным штрихом с редкими исключениями. Исключения представляют собой изменения частоты дыхания руки, как правило, на 1/8 или  1/32 доли такта. В случае с соло нужно внести некоторую ясность. Не овладев переменным штрихом на примере риффов, не выработается привычка играть ритмично. Если гитарист не способен сыграть ритмически ровно рифф, который по определению является закономерной и логически зациклованной партией, состоящей из четвертей, восьмых или в крайнем случае шестнадцатых нот, то никогда в жизни он не сыграет ритмически ровно и сольную партию. Даже если гитарное соло не играется переменным штрихом, оно все равно должно подчиняться законам ритма, учиться соблюдать которые необходимо именно на риффах. Двигаться надо от простого к сложному, не пытаясь перевернуть под себя основы мироздания.

 Должен сказать, что переменный штрих, это лишь малая составляющая правильной ритмичности гитариста. Необходимо регулярно записывать себя под метроном, а затем анализировать отклонения от кликов в секвенсоре и стараться свести их к минимуму. Тем самым выявляется свой собственный ритмический шаблон, которого впоследствии необходимо придерживаться. Уже исходя из этого будет понятно, сыграется ли гитарист с басистом или барабанщиком, совпадут ли у них ритмические шаблоны. Если же этого не произойдет, то скорее всего ритм-секция потерпит неудачу.

Оптимальность

 Если внимательно посмотреть на руки хороших гитаристов во время исполнения ими более-менее насыщенной гитарной партии, то нетрудно заметить, насколько же мало движений они совершают. Казалось бы, звучит шквал разбросанных в разных октавах нот, но при этом руки хладнокровно и спокойно выполняют свою работу. Напрашивается вывод: любое движение должно быть обоснованно. Любой взмах правой кисти, сгибание фаланги пальца, изменение угла запястья и т.п. должны иметь смысл.

 Только оптимизированными движениями можно что-то хорошо сыграть. Взять например, секстольные пассажи, сыгранные переменным штрихом. В этом случае звук будет извлекать кисть правой руки, а пальцы левой руки просто зажимать нужные струны. Следовательно, импульсивностью пальцев левой руки можно пренебречь, а это значит, что можно свести к минимуму расстояние «отлета» пальцев от струны. То есть, палец должен отрываться от струны на расстояние, превышающее амплитуду колебания самой струны не более, чем на 5 мм. Это позволит заметно увеличить скорость исполнения пассажа. Если те же пассажи играть легато, и использовать правую руку только при переходе со струны на струну, то звук уже будет извлекать левая рука, а значит, ее пальцы должны работать импульсивно. Но в этом случае появляется возможность оптимизировать движения правой руки. Чем меньше лишних движений ее ребра ладони, тем меньше вероятность появления грязи. Следовательно надо расставить направления ударов медиатором таким образом, чтобы минимизировать вертикальное движение правой кисти.

 Кстати, техники Hybrid Picking, Chiken Picking и Economy Picking являются следствием оптимизации движений правой руки. С их помощью можно сыграть достаточно сложные пассажи и риффы, в которых присутствуют большие и частые переходы с одной струны на другую.

Динамичность

 Практически каждый начинающий или уже играющий гитарист рано или поздно пользовался программой Guitar Pro. Если в ней забить гитарную партию, то ее потом можно включить и послушать. Услышанное является примером полного отсутствия какой-либо динамики. И неудивительно, ведь это MIDI-звук. Не надо уподобляться звучанию бездушной программы.

 Чтобы добиться динамичного звукоизвлечения, надо варьировать такими параметрами как импульсивность атаки, угол наклона медиатора, его амплитуда и траектория движения, положение ребра ладони правой руки в области демпфирования. Именно засчет правильной корректировки вышеназванных параметров у гитаристов есть возможность расставлять разные акценты на определенные ноты, тем самым создавая необходимую динамику.

Синхронизация

 Синхронизация рук явлеятся необходимым условием в первую очередь ритмичности и скорости гитариста. Противоположностью синхронизации является рассинхрон, который бывает двух видов. Чтобы проще понять эту «классификацию», предположим, что правая рука имеет эталонную ритмичность. Тогда левая рука может либо отставать от правой (палец левой руки не успевает прижать струну к ладу, а медиатор уже нанес удар), либо наоборот — опережать ее (палец левой руки прижал струну чуть раньше удара медиатором). В первом случае нота будет звучать глухо, а может вообще не зазвучать и получится просто «чирк». Во втором случае левая рука фактически выполняет hammer-on, после чего медиатор атакует струну. Таким образом, получается сдвоенная нота.

 В случае идеальной синхронизации момент прижатия струны к ладу и момент удара медиатором происходят практически одновременно. На пренебрежимо малый промежуток времени раньше все-таки действует левая рука.

Скорость

 Данный принцип всегда отрабатывается последним. Это аксиома, смысл которой не подлежит дискуссиям. Не важно, насколько опытный гитарист: ученик, преподаватель, сессионник и т.д. Все гитаристы (да и музыканты в целом), изучая новый материал, играют его медленно. Об этом говорил Steve Vai на своем мастер-классе в 2006 году. Он привел себя в пример: придумав очередную сложную фразу, Steve играет ее как «школьник» — медленно и аккуратно, постепенно наращивая скорость.

 Темп при посадке в руки нового материала должен быть настолько малым, чтобы гитарист успел обратить внимание на все имеющиеся нюансы: постановка рук (если речь идет о начинающих), ритмичность, динамичность, импульсивность и т.п. Только выполнение всех принципов дает сигнал к увеличению темпа игры. Причем, прирост количества ударов в минуту должен быть не более 5. Такое ограничение явлется оптимальным, т.к. человеческий мозг, а значит и мышечная память изменения практически не заметят. Поэтому вероятность того, что большая часть принципов не нарушится, будет достаточно велика, и гитарист не потеряет много времени на очередном приросте темпа.

 Главное не терять объективность к своей игре и методично доводить качество игры на всех промежуточных скоростях до идеальной. Разница между опытным гитаристом и новичком в данном вопросе определяется следующими параметрами: начальный темп и время работы на промежуточных темпах.

Читайте статью «Как увеличить скорость игры на гитаре?»

Интонация

 Здесь прежде всего пойдет речь об интонировании (умении точно воспроизводить звуковой тон). Иными словами, гитарист обязан извлекать ноты в строгом соответствии с их частотами. Необходимым условием хорошего интонирования является правильно настроенная гитара. В остальном все зависит от исполнителя. Если со статичными нотами в целом ситуация относительно простая (зажал струну на нужном ладу — получил нужную ноту. Хотя и здесь можно ошибиться, т.к. зачастую многие гитаристы допускают ошибки по интонированию, передавливая струны и смещая их при зажатии). Однако, в опредленных случаях гитару по сложности попадания в ноты можно приравнять к безладовым инструментам. Речь идет о бендах, где гитаристы вынуждены эксплуатировать свой слух и правильную моторику. Поэтому интонирование заслуживает отдельного и очень пристального внимания.

 Кроме того, одна из самых сложных задач, стоящих перед музыкантами, это заставить инструмент петь. Не просто наигрывать красивую мелодию, а именно петь. Удивительно, но это на порядок сложнее, чем научиться играть секстолями в темпе 140-160 (14-16 нот секунду). Мой любимый пример «певучести» гитары это произведение May Lian — Grief. В этой вещи нет ни одной быстрой ноты, однако, действительно качественно сыграть ее могут лишь единицы. Усомнившимся ради эксперимента предлагаю попробовать сыграть данное произведение и записать себя на аудио или видео. Уверяю, что после сравнения себя с оригиналом, вы поймете, о чем идет речь. С гордостью отмечу, что May Lian дал наивысшую оценку моему исполнению Grief (см. раздел «Видео»).

 Сложность гитарных партий таких произведений заключается в чрезвычайно развитых мелизмах (мелизмы — украшения мелодии). Применительно к гитаре мелизмами являются бенды (возвратные и невозвратные), слайды (определенные и неопределенные), вибрато (стабильные и не стабильные), работа рычагом. Именно мелизмы при грамотном обращении с ними создают эффект пения музыкального инструмента. Однако, вышесказанное относится не только к соло, но и к риффам. Взять, к примеру, рифф в песне Ozzy Osbourne — Desire и перечислить мелизмы, выполненные Zakk Wylde. Если их убрать, то появится большое количество пауз, пропадет так называемый «кач» и рифф окажется, мягко говоря, осиротевшим.

Читайте статью «Что сложнее: играть быстрые партии или медленные»

Драйв и креатив

 Обсуждая данные принципы, не обойтись без разговоров о высоких материях. Отчасти, поэтому драйв и креатив последние в моем списке. Но этот ни коим образом не умаляет их значения в игре на электрогитаре и музыке в целом.

 Драйв применительно к электрогитаре (от англ. «drive» — движение) — это культура звукоизвлечения на электрогитаре, подразумевающая непрерывное выполнение принципов ритмичности, динамичности, импульсивности, чистоты и синхронизации в совокупности с эмоциональностью исполнения. Само собой, степень выполнения принципов варьируема в разумных пределах. Например Slash из Guns’N’Roses, при всем уважении, заведомо проигрывает по звукоизвлечению тем же Paul Gilbert, John Petrucci, Nuno Bettencourt и Steve Vai. Последние играют синхроннее, чище, у них больше запас прочности по скорости и т.д. Но не смотря на это, у Slash не менее солидная армия поклонников, которая получает кайф от его игры.

 Креатив относительно электрогитары предполагает умение грамотно распоряжаться имеющимся техническим арсеналом (с точки зрения работы рук) и словарным запасом (с точки зрения музыкальных фраз), что позволяет разнообразить гитарную партию с целью повышения интереса звучания. Креатив нужен не только для создания собственных композиций, но и для игры каверов. Довольно часто, услышав кавер на какую-либо вещь, мы сравниваем его с оригиналом. Бывает, что даже сыгранное нота-В-ноту, не приносит какого-то особого удовольствия. Однако, если гитарист грамотно внесет свою манеру в кавер (речь не идет о тотальном изменении гитарной партии), то это может надолго засесть в голову слушателям, оставив при этом положительное впечатление. Надо отдавать себе отчет в том, что избыток креатива достаточно часто оказывает медвежью услугу. И если добавлять так называемое «свое звучание», то только если оно действительно хорошее, и в невульгарных пропорциях.

Заключение

 Вот мы и рассмотрели 10 принципов игры на электрогитаре. Именно они являются основой игры на гитаре. Их нужно научиться выполнять, играя произведения разных жанров, в разных стилях и в разных ситуациях. И делать это надо постоянно. Тогда и только тогда исполнение можно будет назвать качественным.

Автор: Кирилл Сафонов

Остались вопросы о процессе обучения?
Задать вопрос