Мастер-класс и интерактив Кирилла Сафонова на выставке NAMM Musikmesse Подробнее>>

Guitar-Science и Steve Vai на одной сцене >>

Что сложнее: играть быстрые или медленные партии на гитаре?

Быстрая игра на гитаре или медленнаяЗа время своей преподавательской деятельности мне пришлось отвечать на довольно разные, а порой и неожиданные, вопросы, касающиеся игры на электрогитаре. Чаще всего людей интересовали следующие моменты: как играть быстро, как получить "такой" звук, как играть даунстрок, как играть теппингом или же, как делать "флажолеты флойдом как у Сатриани". Но практически никого не интересует вопрос, как играть медленные соло на гитаре или, говоря другими словами, как петь инструментом.

Читайте статью "Как увеличить скорость игры на гитаре?"

Так продолжалось до тех пор, пока я не столкнулся с композицией Grief (by May Lian). Меня слегка задело, что преподаватель предложил мне сделать это произведение после таких "флагманских" вещей как Yngwie Malmsteen - Trilogy, Extreme - Cupid's Dead, Steve Vai - The Crying Machine. Дело в том, что в Grief нет ни одной быстрой ноты, и в связи с этим мне показалось, что разбор данной композиции это шаг назад.

Свою ошибку я понял лишь спустя 2 года, после того как попробовал сделать кавер на Grief. За пару часов без особого напряга я прописал сольную партию на минус. Поставив получившийся трек на воспроизведение, я рассчитывал услышать если не идеальное, то почти идеальное совпадение с оригиналом. Как же сильно я ошибся! Мой трек был также далек от оригинала, как Мытищи от Лос-Анджелеса. Вроде по тексту все верно, все ноты на месте, но звучит абсолютно по-другому, и разница отнюдь не в мою пользу.

После такого фиаско я предпринял еще несколько попыток, однако ни одна из них не принесла ожидаемого результата. Осознав всю сложность данной композиции, я полностью погрузился в работу над сольной партией. Оказалось, что петь электрогитарой не так просто, как кажется.

Для начала я досконально разобрался со всеми мелизмами в композиции, а их там, как оказалось, огромное количество. Мгновенные и запоздалые бенды, одинарные и двойные рывки, вибрато с плавающей глубиной и частотой, определенные и неопределенные слайды, приемы с Floyde Rose... Мало того, что перечисленные элементы сами по себе довольно непростые, но и они далеко не самое трудное, с чем предстоит столкнуться при разборе Grief. Наибольшую сложность вызвали не сами мелизмы, а всевозможные комбинации, составными частями которых они являются. Именно эти комбинации и превращают обычную медленную партию в пение, чем и является Grief.

Необходимым атрибутом отработки подобной партии является игра под плюс. При таком подходе, соло в оригинальном треке будет играть роль ориентира, к которому нужно стремиться, пытаясь идеально совместить его со своей партией. При правильно отстроенном балансе даже малейший рассинхрон будет очевиден. Чего не скажешь про игру под минус. Дело в том, что в таких произведениях как Grief отсутствуют четкие ритмические ориентиры. В отличие от риффов, где однозначно понятно, какие ноты должны быть совмещены с ударами барабанов, а какие равномерно распределены между ними, соблюдая кратность длительностей, в данной композиции все не так очевидно. Именно поэтому, играя под минус медленные и певучие соло, не всегда есть возможность объективно оценить свою игру. Кстати, этот факт является ответом на вопрос, почему в начале моей учебной программы преобладают риффы (более 80%).

Естественно, после отработки партии под плюс последовала работа под минус, которая представляет собой финишную прямую в изучении композиции. И эта прямая заняла у меня около 3 лет. Результат данной работы представлен в следующем видео, которое я записал в 2013 году:

Думаю, невооруженным ухом разница между двумя треками (2008 и 2013 гг.) очевидна. Последний вариант Grief высоко оценил автор (May Lian), назвав мое исполнение лучшим, которое он когда-либо слышал. Этот отзыв является для меня высшей оценкой моей работы над данным произведением, и свидетельствует о том, что все эти годы я шел по правильному пути. Полученные в результате данной работы знания научили меня смотреть другими глазами и на другие музыкальные произведения, исполняя которые я использую приобретенные умения и навыки. И именно их я с удовольствием передаю своим ученикам, надеясь на то, что это поможет им стать не только хорошими исполнителями, но и подлинными ценителями музыки в целом.

Заключение

В заключение хочу отметить, что Grief располагается в самом конце моей учебной программы. Это обусловлено тем, что колоссальную роль в успешном разучивании данной композиции играют эмоции исполнителя. Грубо говоря, исполняя Grief, нужно думать не о том, как сыграть чистокак двигать пальцами при игре медиатором и т.п. (это уже должно быть доведено до полного автоматизма), а о том, что именно значит для тебя это произведение, какие чувства вызывает каждая сыгранная фраза и какие самые сокровенные эмоции затрагивает каждая нота. Только в этом случае исполнение будет качественным, искренним и эмоциональным.

Автор: Кирилл Сафонов

Остались вопросы о процессе обучения?
Задать вопрос