Чтобы мышцы работали максимально эффективно музыкантам, как и практически всем спортсменам, требуется разминка.
Но если в спорте регламент проведения разминки достаточно строг, то в музыке все не так однозначно. В конце концов, не спроста многие опытные музыканты периодически напоминают о том, что занятия музыкой не надо бездумно превращать в спорт.
Причем, это касается как подхода к занятиям, так и к творчеству (в музыке не нужно "быстрее, выше, сильнее"). Да, определенно можно провести некоторые параллели, что я и сам неоднократно делал в своих видеоуроках.
Смотрите видеоурок:
"Что значит темп для гитариста"
Но это справедливо только в тех аспектах, где занятия гитарой тесно коррелируют со спортом.
В целом касательно разминки при игре на гитаре я выделяю 2 подхода, каждый из которых имеет право на жизнь.
Первый подход заключается в том, чтобы начинать разыгрываться на технических упражнениях. В этом случае у гитариста должен быть составлен комплекс разноплановых фраз (легато, пикинг, свип и пр.), которые обеспечат достаточную нагрузку на мышцы и позволят концентрированно отработать выбранные виды техники.
При таком подходе наиболее эффективным способом разминки является следующий алгоритм: определение исходного темпа и движение к актуальному темпу (линейным и/или аддитивным методом). Дальнейшее движение от актуального темпа к целевому уже считается не разминкой, а частью занятия.
Читайте статью:
"3 метода увеличения скорости игры"
Этот метод хорошо подходит начинающим, то есть тем, кто находится на 1-2 этапах нашей Комплексной программы, т.к. рассматриваемые там произведения не дают должной физической нагрузки при игре.
Также плюсом является возможность достаточно гибко и эффективно подобрать комплекс упражнений. При грамотном подходе это позволит совместить разминку с работой над расслаблением рук и корректировками механики. К минусам, в свою очередь, можно отнести тот факт, что упражнения играются под клик. Благодаря этому слышны даже малейшие огрехи, возникающие при разминке (особенно, если некорректно выбран исходный темп).
Поскольку речь идет о разминке на электрогитаре, то не удивительно, что в большом количестве могут возникать те ошибки, которых не было при игре в разогретом состоянии. Зачастую это начинает психологически давить на гитариста, ему не нравится свое звукоизвлечение (которое буквально вчера было шикарным), руки начинают зажиматься, звук от этого становится еще хуже и в результате такие занятия гитарой превращаются в пытку.
Второй подход радикально отличается от первого тем, что в качестве материала для разминки на гитаре подбираются не упражнения, а реальные произведения, темпы и партии которых должны быть достаточно бодрыми, чтобы размять пальцы и мышцы. Причем зачастую оригинальные темпы этих треков не уменьшаются. Разумеется, исполняя произведения в таком режиме на этапе разминки у гитариста возникают некоторые технические ошибки. Однако исполнительский опыт позволяет ему без напряжения устранять эти недостатки прямо в процессе игры. Именно поэтому данный подход актуален не для начинающих, а уже для прокачанных гитаристов.
Кстати, о таком способе разминаться на гитаре в своем интервью упоминал Nuno Bettencourt. На вопрос, как именно он разыгрывается перед выходом на сцену, он сказал, что играет пару-тройку своих треков и ему этого достаточно.
Преимуществами второго подхода являются более увлекательное и разнообразное взаимодействие с инструментом и игра нравящихся произведений. Также исполнительские огрехи могут слегка маскироваться аккомпанементом, что позволяет сохранять руки в расслабленном состоянии и лишний раз не расстраиваться из-за просадки в качестве. К недостаткам можно отнести тот факт, что концентрация некоторых технических элементов в произведении может быть недостаточна. В этом случае надо либо подобрать соответствующий трек, либо все-таки добавить необходимое разминочное упражнение.
Справедливости ради, можно встретить и многих профессиональных музыкантов, разыгрывающихся на технических упражнениях и различных этюдах. Каждый человек выбирает тот подход, который ему ближе, а зачастую и вовсе их чередует: сегодня - так, завтра - так, а послезавтра - вообще просто хаотичная игра.
Поэтому, на мой взгляд, не стоит излишне формализовывать и алгоритмизировать свои занятия гитарой. Трезво оценивайте свои возможности, выбирайте разные подходы, а главное - играйте в свое удовольствие!