Один из самых распространенных вопросов, которые я получаю как в интернете, так и от вновь прибывших учеников, касается организации самостоятельных занятий техникой игры на гитаре. Связано это с пониманием людьми того факта, что их времяпрепровождение с инструментом, которое многие с трудом выкраивают в своих плотных графиках, расходуется неэффективно с точки зрения развития.
Разумеется, занятие техникой является лишь одним из аспектов, которым нужно уделять внимание при комплексном развитии себя как гитариста. Однако, в подавляющем большинстве случаев именно с ней возникает больше всего проблем. Если человек знакомится с новой для себя техникой звукоизвлечения на гитаре или же переделывает старую, то ему необходимо «прошить» или «перепрошить» соответственно свою мышечную память. Это довольно трудоемко и не быстро, т.к. приходится учитывать огромное количество переменных. Так как же это правильно делать?
В некоторых своих видео я уже рассказывал о соотношении 20000 повторов в течение 2 месяцев. Ровно столько ПРАВИЛЬНЫХ (ключевое слово) повторов в ограниченное время нужно совершить, чтобы какое-то новое или измененное действие перешло из сознательного контроля в бессознательный. Критериями правильности повтора является одновременное выполнение качественных характеристик:
а) требования по звукоизвлечению;
б) требования по механике.
Если разделить 20000 повторов на 60 дней, то получится примерно 333 повтора в день, что вполне реально при грамотном подходе. Опять же, главное, чтобы эти повторы были правильными. В этом случае существенный прогресс может быть достигнут и при 1-1,5 часах в день.
По долгу службы я очень часто сталкиваюсь с людьми, которые заявляют, что занимаются техникой по несколько часов в день, но положительных результатов при этом достичь не получается. Когда я их прошу продемонстрировать мне, как они занимаются, причина становится очевидной — бОльшая часть повторов неправильная (если не все повторы). В этом случае количество проведенных с гитарой в руках часов никак не коррелирует с результатом на выходе.
Обычно такие ситуации возникают из-за:
1. Отсутствия объективной оценки выполнения качественных характеристик,
2. Некорректно выбранных количественных характеристик (темпов),
3. Неправильно подобранного материала (например, сложная партия, текст которой отвлекает гитариста от анализа остальных аспектов).
1. Подбор комплекса упражнений для студента (при этом учитываются сложность текста, загруженность человека и его аналитические способности);
2. Подробное разъяснение требований по механике и звукоизвлечению для каждого упражнения (т.е. формирование критериев оценки качества своей игры);
3. Помощь в выборе исходного темпа для каждого упражнения (темп, в котором студент способен самостоятельно анализировать свою игру и при необходимости влиять на ситуацию);
4. Разъяснение методики работы (сколько раз подряд играть упражнение, сколько подходов делать, сколько времени на него тратить, в каких случаях увеличивать темп, как контролировать выполнение качественных характеристик);
5. Осуществление функций контроля (оценка актуальности выбранного студентом темпа и при необходимости внесение корректировок по звукоизвлечению и механике, обычно контроль осуществляется по прошествии определенного времени, как правило, на следующем занятии);
6. Установка целевого темпа (количественная характеристика, которую студент должен достичь к следующему занятию, сохранив при этом все качественные характеристики).
7. Своевременное снятие с контроля текущего упражнения и выдача следующего (все упражнение снимаются с контроля при достижении определенных количественных характеристик, что говорит о формировании у студента необходимых умений и навыков, которые могут быть проэксплуатированы на более сложном материале).
Примерно то же самое происходит и при работе над произведениями. Кроме того, с учетом необходимости комплексного развития и технические упражнения, и произведения анализируются с теоретической точки зрения и впоследствии применяются студентами в других контекстах. Таким образом, формируется осознанный словарно-фразировочный запас гитариста, который он будет эксплуатировать при спонтанных и подготовленных импровизациях.
Конечно же, если вы занимаетесь самостоятельно, то все вышеперечисленные функции вам придется брать на себя. Это довольно непросто и получается далеко не у всех в силу склада ума, дисциплинированности, предрасположенности к инструменту и тех же аналитических способностях. Но кто не рискует… Если что, я и мои коллеги по Guitar-Science всегда готовы вам помочь в рамках 3-х форм обучения. Дерзайте!