Зачем гитаристу изучать музыкальную теорию

теория музыки для гитаристаМногие преподаватели гитары открыто заявляют о том, что преподают исключительно технику, а прочие аспекты музыкального образования - не их профиль. Отчасти такая откровенность достойна уважения. Но с другой стороны возникает вопрос: а зачем тогда нужны такие преподаватели?

Если преподаватель преподает только технику, то кто тогда осветит остальные категории? Например, ту же теорию музыки. Как показывает практика, подавляющее большинство студентов - занятые люди, у которых лишний час в день просто на вес золота.


Допустим, человек найдет себе отдельного преподавателя по музыкальной теории, который, кстати, должен быть гитаристом, т.к. спроецировать полученные знания, например, от пианиста, будет крайне затруднительно. Пусть он даже компетентный как гитарист, но в любом случае он будет строить обучение по своему плану, который с наибольшей долей вероятности не будет совпадать с планом учителя по технике, а, следовательно, ни о какой корреляции этих двух планов не может идти и речи - студенту придется бросать мостики самостоятельно. В результате получаем вдвое больше финансовых затрат, втрое больше потраченного времени и, положа руку на сердце, маловероятный успех на выходе.

Чтобы донести необходимость комплексного подхода, предлагаю рассмотреть несколько причин, почему изучение теории является неотъемлемой частью обучения.

7 причин изучения музыкальной теории гитаристу

1. Анализ разучиваемых произведений и технических упражнений

Если вы не анализируете разбираемые на занятиях треки и клише, можно сказать, что вы используете учебный материал в лучшем случае лишь на половину. Ну научились играть очередные пару соло и тройку риффов - что дальше? Именно теория поможет понять, как использовать разученные и посаженные вами в руки фразы в других музыкальных ситуациях.
 

2. Написание соло под готовый минус

Придумать хорошее соло - дорогого стоит. Допустим, есть готовый минус, который вам понравился, и вы захотели написать на него собственное соло. Так вот теория нужна, чтобы не искать иголку в стоге сена, а проанализировать этот минус и спокойно и осознанно изложить свои музыкальные мысли, подчеркивая особенности данной минусовки.


 

3. Написание аккомпанирующей партии

Допустим, вас пригласили в группу, исполняющую свой авторский материал, и попросили украсить и разнообразить песни свежими гитарными партиями. Чтобы не разочаровать новый коллектив, везде играя пару жалких квинт, необходимо не только иметь определенный багаж в виде разученного ранее материала, но и разбираться, как его применять в контексте других композиций, предварительно проанализировав их.
 

4. Аранжировка

А что если у вас накопилось столько идей и эмоций, что для их реализации хочется создать целое произведение? Написали гармонию, придумали мелодию и... Пора писать аранжировку: партии барабанов, баса, клавиш, синтов и пр. Разумеется, здесь без теории никуда - нужно понимать, как взаимодействуют между собой музыкальные инструменты, что они могут обыгрывать в тот или иной момент.


5. Взаимодействие с другими музыкантами

Играете ли вы в кавер-бенде, в группе с авторским материалом или еще где бы то ни было в составе музыкального коллектива - вам в любом случае придется общаться с другими музыкантами по профессиональным моментам. Без этого никогда не обходится ни одна репетиция. Особенно если на ней играется новый материал. И не важно, кавера это или авторские треки. В любом случае будут возникать спорные моменты, когда либо музыканты вам будут пытаться что-то объяснить, либо вы будете стараться донести до них свою мысль. Без знания музыкальной теории разговор будет напоминать общение слепого с глухим.


6. Съем на слух

Захотелось вам научиться играть какое-то понравившееся произведение, а табов и видеоуроков по нему нет. Что делать? Конечно же, снимать на слух, что само по себе является более приоритетным способом знакомства с новыми партиями. Несколько лет назад я уже писал об этом в статье про гитарные табулатуры. Умение снимать на слух тесно связано не только с количеством разученных ранее произведений (что само по себе не вызывает сомнений). Данный навык также нуждается в теоретической поддержке. В нашей учебной программе практически все упражнения на развитие слуха основаны на пропевании теоретически обоснованных конструкций. Кроме того, снимая на слух какие-либо партии, можно существенно сэкономить время путем проведения анализа произведения, исключив лишнее множество нот и аккордов.
 

7. Импровизация

Рано или поздно у большинства музыкантов предстает возможность поджемовать с другими людьми. Это может случиться на репетиции, на дружеской посиделке с единомышленниками, на специальных джемовых площадках или даже внезапно на концерте. Чтобы не ударить в грязь лицом, придется спонтанно импровизировать. Сама по себе спонтанная импровизация представляет собой довольно сложную совокупность знаний, умений и навыков. А для этого теория гитаристу нужна как воздух. Если вы не пренебрегали первым пунктом нашего списка, то проанализировав минус и проявив свою фантазию в режиме реального времени, у вас получится придумать спонтанное соло на основе своего словарно-фразировочного запаса, полученного из разученных ранее произведений и упражнений. Соображать в такой деятельности надо шустро, но при наличии определенных качеств, одним из которых является теоретическая грамотность, данная цель вполне достижима.

Ни для кого не секрет, что я и мои коллеги в Guitar-Science.ru являемся сторонниками комплексного подхода к обучению игре на электрогитаре. Если вы первый раз на нашем сайте, обязательно взгляните на нашу Комплексную программу - перечень ее элементов лежит в открытом доступе для всех желающих. В данной статье мы рассмотрели лишь роль музыкальной теории в обучении игре на электрогитаре. А ведь есть еще такие категории как технические упражнения, произведения, развитие слуха, импровизация, аранжировка, звукозапись... Подробнее о роли каждой категории программы и о корреляции ее элементов между собой я уже неоднократно говорил, в т.ч. и на своих мастер-классах будучи участником образовательных программ MuzzLab и MuzzLab 2.0.
 
Разумеется, мы, будучи преподавателями игры на электрогитаре, не считаем себя высококлассными специалистами в той же аранжировке или звукозаписи. Это отдельные серьезные профессии, которые требуют своего комплексного подхода и нескольких лет подготовки. Однако, на наш взгляд, каждый уважающий себя гитарист должен обладать рядом определенных навыков из этих категорий, для того чтобы комфортно чувствовать себя в любых связанных с музыкой ситуациях и максимально получать удовольствие от игры на любимом музыкальном инструменте. А мы с коллегами в свою очередь с удовольствием вам в этом поможем.

Автор: Кирилл Сафонов

Остались вопросы о процессе обучения?
Задать вопрос