В наше время многие задаются вопросом “Умеешь джентить?”, или, когда речь заходит о гитарах, “На ней можно высекать джент?”. Если вам это кажется непонятным набором слов, то позвольте мне разъяснить. Джент – это одно из направлений в современном метале, охарактеризованное ломаными риффами с демпфированием струн, сыгранными на хай-гейн комбиках, виртуозным гитарным (и зачастую басовым) теппингом и плотными, агрессивными барабанами, которые обычно записывают с помощью триггеров.
Сперва нужно понять происхождение самого слова. Несмотря на то, что оно звучит как имя какого-то забытого персонажа из игры Street Fighter, оно является ономатопеей, т.е. звукоподражанием ноте на гитаре при демпфировании и мощном перегрузе. Оно (слово), кстати, односложное, и d в нём почти глухая. Попробуйте произнести: джент. джент. джент. Мощно звучит, да? Так вот, когда говорят “Джентинг”, обычно подразумевают одно- или двухнотные брейкдауны, широко распространённые в современном метале. Но можно ли считать его полноценным жанром? Смотря у кого спросить.
На YouTube, Reddit и Bandcamp множество самопровозглашённых джент-музыкантов, да и немало пародистов. Но стоит отметить, что настоящие любимцы фанатов начинали как прогрессив-металисты (Meshuggah, например) и металкорщики (After The Burial) или поборники фьюжна (Animals As Leaders, Twelve Foot Ninja). Для таких мастодонтов жанра, джент – это вторичное: они исполняли его за долго до популяризации. Для новичков же, это целое музыкальное направление, с которым можно связать музыкальную карьеру.
Сейчас, джент – это что-то среднее между глаголом, хэштегом и интернет-мемом. Пока он только набирает обороты и материализуется в поджанр метала, где акцент поставлен на прогрессивные риффы и виртуозную игру, а также разбавление яростного и олдскульного звучания металкорного экстрим-вокала вставками чистого.
Вам может показаться, что нельзя записать что-то настолько тяжёлое и злобное на домашней студии. Но сегодня мы изучим как правильно подобрать оборудование, какую технику микширования выбрать и как, собственно, играть, чтоб выжать отличный звук, но притом не сильно разозлить соседей и подготовить их к грядущей джент-рификации.
Для джента подойдут гитары с мощными активными звукоснимателями или хотя бы хамбакером в бридже ( или всегда можно потратиться на подписную модель Meshuggah). Чем ниже строй – тем лучше: классика жанра – семиструн в дроп Ля, но 8- и 9- струнные гитары можно отстроить ещё ниже без провисания струн. Если же вы собрались джентить на шестиструнной гитаре, то поставьте струны крупного калибра и перестройте инструмент в дроп До – это должно сработать.
Хай-гейновый звук можно получить несколькими разными способами. Если хотите с помощью педалей, то используйте модифицированный Boss Metal Zone и шумодав. В дополнение можете поставить графический эквалайзер до и после дисторшна, чтоб лучше управлять звуком.
Если вам больше по душе естественный дисторшн усилителей, то стоит обратить внимание на головы от Mesa, Randall, Hughes & Kettner и Engl. К усилку также можно подключить лоад бокс (например, Torpedo от Two Notes): с ним можно крутить ручку перегруза в удовольствие не боясь шума.
А можно не заморачиваться с усилителями и головами. Системы моделирования и профилирования звука как Kemper Profiler, Eleven Rack, Line 6 Helix и Fractal Audio Axe-Fx позволят настраивать саунд гораздо более точно, чем при работе с “лампой”, а также сохранять сотни пресетов и с лёгкостью переключаться между ними. При работе с процессорами упрощается и звукозапись: она происходит прямо “в линию”, минуя микрофон.
Для басового звука нужно всё то же самое (хамбакеры, низкий строй, много струн), но совсем не обязательно море перегруза. Можно, конечно джентить вместе с гитарами через то же оборудование, но лучше нарулить более грязный, “лязгающий” звук чтоб дополнить их звучание, притом заполняя низы частотного спектра. Необходим и хороший чистый саунд, так что советуем вложиться в эквалайзер и компрессор для тэп-партий.
Краеугольный камень джента – плотные, агрессивные барабаны, и способов получить такой звук несколько. Если вы собрались записывать настоящие барабаны, то придётся попотеть: нужно приобрести огромную установку, несколько микрофонов и выходов на предусилители, найти идеально тихое помещение и нанять опытного звукорежиссёра. Это не значит, что записывать живые барабаны – гиблое дело, просто на домашней студии такое не провернуть. К счастью, есть несколько альтернативных подходов к записи живых барабанов: триггеры, замена сэмплами и программирование.
Триггеры (например, серия TKIT от ddrum) подсоединяются к барабанам и записывают звук в формате данных MIDI, а не аудио. Всего лишь нужен интерфейс для подключения, качественный барабанный плагин (Steven Slate Drums) и два микрофона для записи звука тарелок (низы можно вырезать хай-пасс фильтром). Подмена сэмплами – это похожая техника, но вместо использования MIDI, программы как Drumagog анализируют аудио бочки, рабочего барабана и бас-барабана и заменяют их сэмплами. Таким способом можно слегка уплотнить звук барабанов или даже полностью его заменить.
К несчастью многих барабанщиков, большинство гитаристов с домашними студиями вручную программируют барабаны: настукивают отдельные удары, используют клавиши или MIDI – контроллеры, настраивая квантизацию. Кстати, барабанные плагины, которые работают на триггерах, можно использовать и таким способом. Главное – со вкусом выбрать сэмплы, воспользоваться функцией “скорость ноты” и добавить чуть-чуть рандомизации, чтобы избежать ощущения, что барабанщик – робот.
Даже если вы раньше не джентили, то освоить основы легко: надо поставить метроном на средний темп с рисунком без акцентов и начать играть различные акцентированные ритмы на нижней струне (особенно триоли) короткими демпфированными “очередями”. Продвинутый джент же – не для слабонервных (и не слаботехничных).
Несмотря на то, что стиль завязан на тяжёлых риффах, другие приёмы могут потребовать долгого и тщательного изучения и великолепного знания теории. Сложные, постоянно меняющиеся размеры, молниеносный свип-пикинг, замысловатый тэппинг и плотные, почти джазовые аккорды – вот, что отличает джент от металкора и ему подобных.
Эта статья не растолкует вам эти навыки, да и учитывая, что многие читатели, вероятно, продвинутые гитаристы, полезнее было бы просто обсудить вкусы. Сверхтехничных игроков прибавилось, и шреддеров уже немало, так что на первый план выходит умение написать песню, а не скилл.
Даже если вы овладеете всеми джент-приёмами, то перед вами встанет задача сочинить нечто оригинальное, эмоциональное, что удивит слушателей, но притом не нарушит каноны жанра. Этот навык и отделяет настоящих музыкантов от позёров.
Джент – это больше, чем сумма его составляющих, так что даже при правильном подборе оборудования и идеальной технике встаёт вопрос: “Как свести так, чтобы звук был плотным, монолитным и чертовски громким, как на высокобюджетных альбомах?”. Хорошие новости: это можно сделать, не прибегая к помощи дорогого аналогового оборудования и не на какой-нибудь сверхнавороченной студии, а в GarageBand или на лаптопе. Главное – знать, что делать. Чтобы звук нескольких гитарных и басовых дорожек не превратился в кашу, надо выделить место для каждого инструмента в частотном спектре. В идеале это делается с помощью хитрых аранжировок, но можно доработать эквалайзером: использовать хай-пасс фильтры, немного убрать средние и низкие частоты и прибавить высокие. Таким образом, каждый трек заполнит свою нишу: один - низы, ещё несколько займут весь спектр средних, ещё одну дорожку можно сделать верхастее и т.д.
Для чистых сегментов придётся полностью перенастраивать эквалайзер, потому что сетап для дисторшна будет звучать совсем по-другому без него. Необходимо либо автоматизировать плагины, чтобы они переключались на другую сигнальную цепь, либо заново делить аудио на новые дорожки с другими настройками. А чтобы сделать контраст с хай-гейн звуком, на который ставить примочки кроме дисторшна – моветон, нужно добавить в микс реверба и других эффектов.
Если вы использовали барабанные сэмплы при записи, то вам несказанно повезло, ведь за вас уже проделана большая часть работы. На большинство сэмплов уже повешен компрессор, шумодав и эквалайзер, и надо всего лишь немного их подстроить, чтобы они хорошо легли в микс: изменить акустику виртуального помещения и положение микрофонов, может, сменить звук бочки.
К сожалению, акустические ударные придётся полностью переписывать. Начните с выделения каждого микрофона для соло-записи, эквализации, сжатия и шумоподавления где необходимо. Делать это можно без опаски: барабаны не должны звучать естественно. Слушайте получившийся результат на фоне общего микса. В качестве последнего штриха добавьте параллельное сжатие на все барабаны. Это добавит агрессивности атаке, сохраняя динамику.
Итак, вооружившись знаниями об оборудовании, приёмах и работе в студии, вы можете начать записывать свою музыку. И напоследок: оставайтесь джентельменом.
Источник: reverb.com
Автор: Dante Fumo
Перевод: Арсений Трифонов