Кривая Флетчера – Мэнсона

Как выбрать громкость при сведенииОдно из важных понятий в звукозаписи – кривая Флетчера – Мэнсона.

Я знаю, как тяжело даётся её понимание. От одного взгляда на этот график голова идёт кругом.

Но, если хотите научиться сводить качественно, то эту тему надо освоить.

Феномен Флетчера – Мэнсона

Кривая Флетчера – Мэнсона – график, выявляющий интересный феномен человеческого слуха.
Слушая музыку через студийные мониторы или наушники вместе с физической громкостью изменяется и восприятие:

· Прослушивая тихо, средние частоты выходят на первый план, а высокие и низкие отступают.
· Прослушивая громко, более явно звучат низы и верха, а “середина” смягчается.

Притом, тембральный баланс звука не меняется в зависимости от громкости.
График кривой Флетчера – Мэнсона просто иллюстрирует эту идею с помощью определенного набора данных. Чтобы научится правильно сводить, не нужно уметь анализировать график, необходимо просто понять суть феномена.

Проблема феномена. Как выбрать громкость при сведении?

Кривая Флетчера – МэнсонаМы пришли к выводу, что кривая выявляет огромную проблему при микшировании. Одна из характеристик хорошего микса – идеальный баланс приятных уху частот. Но как его найти, учитывая, что восприятие баланса изменяется вместе с громкостью?


Приведу пример, чтобы проиллюстрировать мою точку зрения:
Допустим, при тихом сведении микса кажется, что не хватает низких и высоких частот. Вы добавляете их, в результате всё звучит отлично.

На следующий день Вы переслушиваете микс, делая его громче, но теперь многовато верхов и низов, и приходится работать со звуком заново.

Решение таково: Как потребитель музыки, когда я слушаю достаточно тих, то и концентрируюсь не полностью. Но на полной громкости, всё мое внимание сфокусировано на песне.
Как музыкальный продюсер, я хочу, чтобы микс звучал лучше всего, когда слушатель полностью сконцентрирован.

Представьте себе знакомую ситуацию:

Вы куда-то едете, слушая по радио новую песню.
Поначалу она играет тихо, но чем-то вас цепляет, и вы делаете погромче. А потом ещё чуть громче, и звук постепенно улучшается. В итоге, трек вам понравился настолько, что вы врубили его на полную громкость, и он зазвучал ещё круче.

А теперь представьте полную противоположность:

Песня отлично звучит тихо, но пытаясь расслушать её, вы немного увеличиваете громкость.
Но чем громче вы делаете, тем неприятнее становится звучание. Когда вы выкручиваете ручку громкости приёмника на максимум, то звук грубеет настолько, что вы возвращаете её в исходное положение, и клянётесь больше никогда не слушать этот трек.

Суть в том, что…

Надо сводить песни так, чтобы лучший звук был на высокой громкости, потому что именно тогда слушателям понятны все нюансы. А для этого необходимо микшировать, слушая запись на полную катушку.

Источник: ehomerecordingstudio.com
Перевод: Арсений Трифонов

Автор: ehomerecordingstudio.com

Остались вопросы о процессе обучения?
Задать вопрос