Кривая Флетчера – Мэнсона

Как выбрать громкость при сведенииОдно из самых продвинутых и важных понятий в звукозаписи – кривая Флетчера – Мэнсона

Поверьте, я знаю как тяжело даётся её понимание. От одного взгляда на этот график голова идёт кругом.

Но… Если хотите научиться сводить качественно, то эту тему надо освоить. Поэтому, в этой статье я собираюсь её вам объяснить.

Что это такое?

Кривая Флетчера – Мэнсона – график, выявляющий интересный феномен человеческого слуха. 
При прослушивании музыки через студийные мониторы или наушники вместе с физической громкостью изменяется и её восприятие.


Вот, что я имею в виду: 

·     При тихом прослушивании средние частоты выходят на первый план, а высокие и низкие отступают. 
·     При громком прослушивании более явно звучат низы и верха, а “середина” смягчается.

Притом, тембральный баланс звука остаётся неизменным независимо от громкости.
График кривой Флетчера – Мэнсона просто иллюстрирует эту идею с помощью особого набора данных. Чтобы уметь сводить, вам не потребуется умение его анализировать, необходимо лишь понять суть феномена. И вот почему…

Проблема феномена. Как выбрать громкость при сведении?

Кривая Флетчера – МэнсонаКак вы уже, наверное, поняли, кривая выявляет огромную проблему при микшировании. Одна из главных характеристик хорошего микса – идеальный баланс приятных уху частот. Но как его найти, учитывая, что восприятие баланса изменяется вместе с громкостью?


Приведу пример, чтобы проиллюстрировать мою точку зрения:
Допустим, вы сводите микс на тихой громкости, и кажется, что не хватает низких и высоких частот. Вы добавляете их, и всё звучит отлично.

На следующий день Вы переслушиваете микс на высокой громкости, но теперь многовато верхов и низов, и вы всё переделываете, тем самым возвращаясь в начало.

Решение таково: Как потребитель музыки, когда я слушаю ее не на полную громкость, то и концентрируюсь не полностью. Но на полной громкости, всё мое внимание сфокусировано на песне.
Как музыкальный продюсер, я хочу, чтобы микс звучал лучше всего, когда слушатель полностью сконцентрирован.

Представьте себе знакомую ситуацию:

Вы куда-то едете, слушая по радио новую песню.
Поначалу она играет тихо, но чем-то вас цепляет, и вы делаете погромче. А потом ещё чуть погромче, и звук постепенно улучшается.
Трек понравился вам настолько, что вы врубили его на полную громкость, и он зазвучал ещё круче. Обычно всё так и происходит, да?

А теперь представьте полную противоположность:

Песня отлично звучит тихо, но вы хотите расслушать её, и потихоньку увеличиваете громкость.
Но чем громче вы делаете, тем неприятнее становится звучание. Когда вы выкручиваете ручку громкости приёмника на максимум, то звук грубеет настолько, что вы возвращаете её в исходное положение, и клянётесь больше никогда не слушать этот трек.
Хотите, чтобы люди, услышав ваши миксы, делали также? Наверное, нет.

Суть в том, что…

Надо сводить песни так, чтобы лучший звук был на высокой громкости, потому что именно тогда слушателям понятны все нюансы. А для этого необходимо микшировать, слушая запись на полную катушку.
Естественно, не стоит делать убийственно громко… просто надо найти приемлемый уровень.
Если низкие и верхние частоты немного тускнеют на малой громкости, то звук не будет идеален, но он и не будет плох. Должно хотеться врубить погромче.

Источник: ehomerecordingstudio.com
Перевод: Арсений Трифонов

Автор: ehomerecordingstudio.com

Остались вопросы о процессе обучения?
Задать вопрос