Мастер-класс и интерактив Кирилла Сафонова на выставке NAMM Musikmesse Подробнее>>

Guitar-Science и Steve Vai на сцене в Москве >>

Различные гаммы в гитарных соло

Введение

Итак, фригийский доминантный лад, как известно большинству гитаристов, образуется из минорной гаммы. Если точнее, это 5 ступень гармонического минора. Это гамма, которую знают и любят множество гитаристов, играющих в самых разных жанрах. Тем не менее, при игре в данной тональности многие сталкиваются с проблемами в гармонии — вот последовательность аккордов, входящих в данную гамму (в порядке восхождения): мажорный, мажорный, уменьшённый, минорный, уменьшённый, увеличенный, минорный (E7, FMaj7, G#m7-5, Am+7, Bm7-5, CMaj7+5, Dm7).

Так как в гамму входят лишь четыре аккорда, которые могут дать её характерное звучание и не расходиться с аккомпанементом, мы весьма ограничены в диапазоне гармонических решений. Например, минусовки во фригийском доминантном ладу часто состоят из простого ритма, основанного на аккордах E-F, либо E-F-Dm, или же E-Am-F... В общем, суть понятна. При импровизации с использованием исключительно фригийского доминантного лада ваше гитарное соло можно свести к обыгрыванию одних и тех же клише и фраз, разумеется, в зависимости от ритмического рисунка, темпа и настроения композиции.

Очевидные варианты

Конечно же, никто не утверждает, что музыканту следует избегать использования фригийского доминантного лада. В конце концов, недаром эта гамма — одна из наиболее популярных в жанре «метал»; если не использовать её совсем, слушатель может подумать, что гитарист не знает своего дела. Это всё равно что играть блюз, не используя минорную пентатонику!

Итак, вот из чего мы можем выбирать:

Фригийский доминантный лад (1 b2 3 4 5 b6 b7) (E F G# A B C D)

Это гамма, от которой образованы аккорды и риффы, используемые в аккомпанементе. Легко узнаваемое экзотическое звучание.

Уменьшённые арпеджио (1 b3 b5 bb7) (F G# B D — в любом порядке)

Эти арпеджио, ставшие популярными благодаря Ингви Мальмстину и другим неоклассическим гитаристам, подчёркивают напряжённость, присущую звучанию рассматриваемой гаммы (фригийский доминантовый лад — это, по сути, мажорная гамма с минорными интервалами). Уменьшённые арпеджио состоят из 2, 3, 5 и 7 ступеней гаммы, причём последовательность нот не имеет значения, так как такие арпеджио и аккорды симметричны (они представляют собой ряд малых терций). Используя свиповые аппликатуры или, например, симметричные пассажи по две ноты на струну, можно создать немало интересных и чувственных пассажей.

А теперь к более интересным вариантам:

Двойная гармоническая гамма (1 b2 3 4 5 b6 7) (E F G# A B C D#)

Данная гамма содержит вводный тон (7 ступень мажора) и в остальном не отличается от фригийского доминантного лада. Её звучание навевает образы Ближнего Востока. Примеры её использования можно услышать в песне «Misirlou» Дика Дейла, а также в «Gates of Babylon» и «Stargazer» группы «Rainbow».

Фригийский лад (1 b2 b3 4 5 b6 b7) (E F G A B C D)

Понизив третью ступень фригийского доминантного лада, мы получаем старый добрый фригийский лад, который также можно получить из мажорной гаммы (3 лад, в данном случае — производная гаммы до мажор). Пригодится в случаях, когда вам нужно несколько сбавить экзотический окрас фригийского доминантного лада в своей импровизации, или когда вы хотите внести в диатонический контекст блюзовое звучание при помощи сочетания большой и малой терций. Если рассмотреть данный вариант с точки зрения эргономики, он ещё и намного менее требователен с точки зрения растяжки левой руки.

Доминантная пентатоника (1 3 4 5 b7) (E G# A B D)

В сущности, эта гамма и есть фригийский доминантный лад, но с пропуском 2 и 6 ступеней. На неё можно взглянуть иначе как на минорную пентатонику с повышенной третьей ступенью. С помощью этой гаммы вы сможете внести в свою импровизацию характерную «открытость» пентатоники, а также использовать множество классических блюзовых клише, которые в новом контексте зазвучат совершенно иначе. Не забывайте иногда играть и уменьшенную квинту (так называемую «беспокойную ноту»)!

Гамма «Хирадзёси» (1 b2 4 5 6) (E F A B C)

Наша следующая гамма родом с Дальнего Востока, в частности из Японии. В ней отсутствует третья ступень, поэтому её нельзя отнести ни к мажору, ни к минору (для многих она также звучит очень таинственно). Тем не менее, благодаря пониженной второй ступени, она идеально подходит для нашей цели. Эту гамму лучше использовать умеренно, например, в парочке мелодий и нескольких пассажах, потому что из-за двух, откровенно говоря, огромных пробелов в ней (большая терция между 2 и 3 ступенями, а также между 6 и 1 ступенями) игра на гитаре становится затруднительной ввиду необходимости постоянной смены позиции.

Локрийский лад с повышенной 6 ступенью (1 b2 b3 4 b5 6 b7) (E F G A Bb C# D)

Одна из любимых гамм многих гитаристов, шестой локрийский лад и сам по себе звучит чертовски странно и путано, однако, как показывает опыт, он может совсем неплохо вписаться в гармонический минор. Это второй лад гармонического минора (в данном случае, гармонический минор от тоники ре). Эту гамму не часто услышишь, если услышишь вообще, и с ней однозначно можно привлечь немало внимания. Отличный выбор для сочинения пассажей с характерным эстетичным диссонансом.

Минорная пентатоника (1 b3 4 5 b7) (E G A B D)

Последняя из рассматриваемых гамм, вероятно, одна из наиболее популярных среди гитаристов. Старая добрая минорная пентатоника в очередной раз служит нам верой и правдой. Играя стандартные блюзовые и рок-клише в экзотическом контексте, вы получите новые, очень интересные оттенки звучания. Применяйте эту гамму, когда полностью хотите избавиться от экзотичности гамм, основанных на фригийском ладу, и вернуться к классической роковой фразировке. С её помощью также достигается узнаваемое сочетание большой терции с малой, характерное для блюза. Можно подчёркивать это сочетание, играя малую терцию поверх мажорного аккорда от тоники (в данном случае, ми мажор), в котором содержится большая терция (в данном случае, соль диез). Ну и конечно, не забывайте играть и «блюзовую» гамму, добавляя пониженную квинту.

Заключение

Ну, вот и всё! Несколько гитарных гамм, которые можно очень эффективно использовать в рамках импровизации под аккомпанемент во фригийском доминатном ладу, в случае если вы хотите отойти от этой конкретной последовательности нот. Изучайте новые оттенки звучания, которые вы теперь можете получить, и считайте со сцены отвисшие челюсти, когда освоитесь! Удачи!

Источник: ultimate-guitar.com
Автор: CostasNoir
Перевод: Влад Станкевич

Автор: CostasNoir

Остались вопросы о процессе обучения?
Задать вопрос