Многие преподаватели гитары открыто заявляют о том, что преподают исключительно технику, а прочие аспекты музыкального образования - не их профиль. Отчасти такая откровенность достойна уважения. Но с другой стороны возникает вопрос: а зачем тогда нужны такие преподаватели?
Если преподаватель преподает только технику, то кто тогда осветит остальные категории? Например, ту же теорию музыки. Как показывает практика, подавляющее большинство студентов - занятые люди, у которых лишний час в день просто на вес золота.
1. Анализ разучиваемых произведений и технических упражнений
Если вы не анализируете разбираемые на занятиях треки и клише, можно сказать, что вы используете учебный материал в лучшем случае лишь на половину. Ну научились играть очередные пару соло и тройку риффов - что дальше? Именно теория поможет понять, как использовать разученные и посаженные вами в руки фразы в других музыкальных ситуациях.
2. Написание соло под готовый минус
Придумать хорошее соло - дорогого стоит. Допустим, есть готовый минус, который вам понравился, и вы захотели написать на него собственное соло. Так вот теория нужна, чтобы не искать иголку в стоге сена, а проанализировать этот минус и спокойно и осознанно изложить свои музыкальные мысли, подчеркивая особенности данной минусовки.
3. Написание аккомпанирующей партии
Допустим, вас пригласили в группу, исполняющую свой авторский материал, и попросили украсить и разнообразить песни свежими гитарными партиями. Чтобы не разочаровать новый коллектив, везде играя пару жалких квинт, необходимо не только иметь определенный багаж в виде разученного ранее материала, но и разбираться, как его применять в контексте других композиций, предварительно проанализировав их.
4. Аранжировка
А что если у вас накопилось столько идей и эмоций, что для их реализации хочется создать целое произведение? Написали гармонию, придумали мелодию и... Пора писать аранжировку: партии барабанов, баса, клавиш, синтов и пр. Разумеется, здесь без теории никуда - нужно понимать, как взаимодействуют между собой музыкальные инструменты, что они могут обыгрывать в тот или иной момент.
5. Взаимодействие с другими музыкантами
Играете ли вы в кавер-бенде, в группе с авторским материалом или еще где бы то ни было в составе музыкального коллектива - вам в любом случае придется общаться с другими музыкантами по профессиональным моментам. Без этого никогда не обходится ни одна репетиция. Особенно если на ней играется новый материал. И не важно, кавера это или авторские треки. В любом случае будут возникать спорные моменты, когда либо музыканты вам будут пытаться что-то объяснить, либо вы будете стараться донести до них свою мысль. Без знания музыкальной теории разговор будет напоминать общение слепого с глухим.
6. Съем на слух
Захотелось вам научиться играть какое-то понравившееся произведение, а табов и видеоуроков по нему нет. Что делать? Конечно же, снимать на слух, что само по себе является более приоритетным способом знакомства с новыми партиями. Несколько лет назад я уже писал об этом в статье про гитарные табулатуры. Умение снимать на слух тесно связано не только с количеством разученных ранее произведений (что само по себе не вызывает сомнений). Данный навык также нуждается в теоретической поддержке. В нашей учебной программе практически все упражнения на развитие слуха основаны на пропевании теоретически обоснованных конструкций. Кроме того, снимая на слух какие-либо партии, можно существенно сэкономить время путем проведения анализа произведения, исключив лишнее множество нот и аккордов.
7. Импровизация
Рано или поздно у большинства музыкантов предстает возможность поджемовать с другими людьми. Это может случиться на репетиции, на дружеской посиделке с единомышленниками, на специальных джемовых площадках или даже внезапно на концерте. Чтобы не ударить в грязь лицом, придется спонтанно импровизировать. Сама по себе спонтанная импровизация представляет собой довольно сложную совокупность знаний, умений и навыков. А для этого теория гитаристу нужна как воздух. Если вы не пренебрегали первым пунктом нашего списка, то проанализировав минус и проявив свою фантазию в режиме реального времени, у вас получится придумать спонтанное соло на основе своего словарно-фразировочного запаса, полученного из разученных ранее произведений и упражнений. Соображать в такой деятельности надо шустро, но при наличии определенных качеств, одним из которых является теоретическая грамотность, данная цель вполне достижима.
Ни для кого не секрет, что я и мои коллеги в Guitar-Science.ru являемся сторонниками комплексного подхода к обучению игре на электрогитаре. Если вы первый раз на нашем сайте, обязательно взгляните на нашу Комплексную программу - перечень ее элементов лежит в открытом доступе для всех желающих. В данной статье мы рассмотрели лишь роль музыкальной теории в обучении игре на электрогитаре. А ведь есть еще такие категории как технические упражнения, произведения, развитие слуха, импровизация, аранжировка, звукозапись... Подробнее о роли каждой категории программы и о корреляции ее элементов между собой я уже неоднократно говорил, в т.ч. и на своих мастер-классах будучи участником образовательных программ MuzzLab и MuzzLab 2.0.
Разумеется, мы, будучи преподавателями игры на электрогитаре, не считаем себя высококлассными специалистами в той же аранжировке или звукозаписи. Это отдельные серьезные профессии, которые требуют своего комплексного подхода и нескольких лет подготовки. Однако, на наш взгляд, каждый уважающий себя гитарист должен обладать рядом определенных навыков из этих категорий, для того чтобы комфортно чувствовать себя в любых связанных с музыкой ситуациях и максимально получать удовольствие от игры на любимом музыкальном инструменте. А мы с коллегами в свою очередь с удовольствием вам в этом поможем.