8 гитарных приёмов от Ингви Мальмстина

Гитарные клише Ингви МальмстинаВооружитесь парочкой виртуозных неоклассических клише!

Мнения об Ингви Мальмстине кардинально различаются – его либо любят, либо ненавидят. Как мне кажется, это обусловлено эксцентричностью его характера и имиджа вкупе с множеством баек, распространившихся о нём с годами.

Но это не умаляет того факта, что он появился на сцене в идеальный момент и задал миру рока такую встряску, какую он не получал со времён дебюта Ван Халена в 78-ом.

Впервые Ингви я увидел на сцене клуба Marquee в Лондоне в 1985, примерно год спустя выхода его первого сольного альбома Rising Force. В техническом плане он превосходил всех рок-гитаристов того времени, а его мгновенно узнаваемый виртуозный стиль игры, вобравший влияния классической музыки, саунда Ричи Блэкмора и мощного рокового вибрато стал предметом обожания тысяч гитаристов, тут же начавших отрабатывать доселе незнакомые им технические и теоретические элементы, вроде гармонических минорных гамм, ладов, свип-пикинговых трезвучий и сверхскоростных стаккатных пассажей.

Несомненно, у Ингви есть чему поучиться. В этом уроке я уместил 8 довольно типичных для него фраз в 16-тактовое соло, а этот гид поможет вам в нём сориентироваться…

Фраза 1. Вступление

Соло Ингви Мальмстина

Вступительная фраза в первом-втором тактах довольно проста, надо лишь сосредоточиться на том, чтобы аккуратно и уверенно сыграть первый бенд. Чтобы добавить звуку аутентичности, не забудьте переключиться на нековый датчик на последней ноте ля.

С теоретической точки зрения, в этом пассаже использован гармонический ля-минор, состоящий из нот ля, си, до, ре, ми, фа, соль-диез (1 2 b 3 4 5 b 6 7). Во второй фразе (3-4 такты) переплетается трель ля - соль-диез – ля и восходящее движение, задействующее ноты си, до, ре, ми. Завершается оно нотой фа, за которой тут же следует ещё одна трель ми – фа – ми, переключение на бриджевый звукосниматель и лёгкое вибрато с помощью рычага тремоло.

Фраза 2. Скрипичная фраза

Соло Yngwie Malmsteen

Мне кажется, что при создании этого клише Ингви вдохновлялся классическими приёмами игры на скрипке – это объясняет некоторую архаичность звучания пассажа.

Эта фраза представляет из себя последовательность из шести нот, сыгранную либо переменным штрихом, либо легато, и завершающуюся длинным слайдом, приходящим в первом случае в тонику (ля), и в третью ноту гаммы (до) во втором. При игре необходимо обратить внимание на точность попадания в ноту после слайда и аккуратность вибрато.

Фраза 3. “Уменьшённая” легатно-слайдовая фраза

Это одно из тех клише, которые полезно знать любому гитаристу, а ещё оно встречается почти в каждом треке Мальмстина! Я разметил в нём последовательность ударов медиатором, которая показалась мне наиболее удобной, но должен предупредить, что этот таб носит лишь рекомендательный характер, и вы вольны перестраивать пассаж как вам угодно.

При игре этого клише стоит обратить внимание на смены позиций – они должны быть чистыми и аккуратными. Внимательно нужно отнестись и к слайдам, поскольку если слишком сильно продавливать струну, то велик риск того, что фраза утратит плавность.

Фраза 4. Фраза “9 на 2”

SOLO Yngwie Malmsteen

При игре соло, Ингви группирует ноты странным образом. Зачастую это вызвано тем, что он думает только о некой “точке назначения” – ноте, завершающей пассаж, и по пути к ней заполняет такт таким количеством нот, которое ему захочется или физически представится возможным сыграть.

Он также любит комбинировать ритмы. Например, в этом скоростном легатном пассаже он играет триоли четвертными нотами, и каждая триоль повторно разделяется на три, из-за чего на каждые полтакта приходится по 9 нот (всего 18).  Знаю, звучит это сложно и запутанно, но если вы обратите внимание на фразировку в видео, то быстро поймёте что к чему.

Обратите внимание, что фраза содержит также малую (нота соль) и большую (нота соль-диез) терции доминантсептаккорда ми. Эта добавленная нота “меняет” лад на ми фригийский (ми – фа – соль – ля – си – до – ре) – 1, b2(b9), B, 3, 4, 5, b6, '7, 1.

Фраза 5. Минорные трезвучия.

Подобные арпеджио, сыгранные свипом, - одна из ключевых фишек стиля Мальмстина. Они часто прослеживаются в его музыке и на удивление хорошо ложатся на роковую основу.

В этой фразе показаны три коротких арпеджио в разных позициях. Расслабьте при игре правую руку и позвольте медиатору скользить по струнам, подобно пружинке, падающей с лестницы. Для более мягкого и округлозвучания переключитесь на нековый датчик, а чтобы убрать лишний шум, демпфируйте незадействованные струны.

Помните также про переключение на бриджевый датчик на финальной ноте – это аутентичный мальмстиновский способ акцентировать завершение пассажа.

Фраза 6. Переменный штрих на одной струне

Переменный штрих на одной струне

Игра гамм на одной струне и при горизонтальном перемещении по грифу - Ещё одно излюбленное клише Мальмстина. По сравнению со свипами оно не такое уж и сложное, если вы, конечно, можете играть переменным штрихом на скорости 160 ударов в минуту!

Усложняется эта двухтактовая фраза ещё и тем, что барабан отстукивает триольную пульсацию а-ля Far Beyond the Sun, и вам придётся укладывать под этот аккомпанемент скоростной чёс шестнадцатыми нотами. Чтобы добиться ровности в этом пассаже, вам понадобится отработать ритмику, но поверьте мне, оно того стоит.

И вот ещё небольшая деталь: на видео я завершил пассаж пулл-оффом в открытую первую струну, но есть ещё один эффектный способ – ударить натуральный флажолет над пятым ладом. Ингви сам часто так делает.

Фраза 7. Восходящие и нисходящие минорные арпеджио.

Перед переходом на эту часть соло необходимо переключиться на нековый звукосниматель пока звучит открытая первая струна из 6 примера. Из себя этот пассаж представляет восходящее триадное арпеджио на три октавы, растянувшееся от 8 до 20 лада.

Затруднение в этой фразе может вызвать аппликатура, поэтому заучивайте клише медленно и методично. Финальная нота седьмого такта может быть взята эдаким “хаммер-оном из неоткуда” левой рукой или обычным пикингом.

Вторая часть клише – типичная нисходящая последовательность, в которой задействована смесь пикинга, легато и мини-свипа. Она завершается нотой “ми” с вибрато и финальным переключением звукоснимателей.

Фраза 8. Хроматические трели.

Финальное клише в тактах 14-16 – простая серия восходящих хаммер-онов и пулл-оффов, переключающихся между тоникой аккорда и соседствующей нотой из хроматики.

В случае с этим пассажем все “начальные” ноты трелей взяты из ми-мажорного трезвучия (пятый аккорд гармонического ля-минора), а хроматические – из фа-мажорного (шестой аккорд гармонического ля-минора).


Источник: musicradar.com
Перевод: Арсений Трифонов

Автор: Phil Hilborne, musicradar.com

Остались вопросы о процессе обучения?
Задать вопрос