Вооружитесь парочкой виртуозных неоклассических клише!
Мнения об Ингви Мальмстине кардинально различаются – его либо любят, либо ненавидят. Как мне кажется, это обусловлено эксцентричностью его характера и имиджа вкупе с множеством баек, распространившихся о нём с годами.
Но это не умаляет того факта, что он появился на сцене в идеальный момент и задал миру рока такую встряску, какую он не получал со времён дебюта Ван Халена в 78-ом.
Впервые Ингви я увидел на сцене клуба Marquee в Лондоне в 1985, примерно год спустя выхода его первого сольного альбома Rising Force. В техническом плане он превосходил всех рок-гитаристов того времени, а его мгновенно узнаваемый виртуозный стиль игры, вобравший влияния классической музыки, саунда Ричи Блэкмора и мощного рокового вибрато стал предметом обожания тысяч гитаристов, тут же начавших отрабатывать доселе незнакомые им технические и теоретические элементы, вроде гармонических минорных гамм, ладов, свип-пикинговых трезвучий и сверхскоростных стаккатных пассажей.
Несомненно, у Ингви есть чему поучиться. В этом уроке я уместил 8 довольно типичных для него фраз в 16-тактовое соло, а этот гид поможет вам в нём сориентироваться…
Вступительная фраза в первом-втором тактах довольно проста, надо лишь сосредоточиться на том, чтобы аккуратно и уверенно сыграть первый бенд. Чтобы добавить звуку аутентичности, не забудьте переключиться на нековый датчик на последней ноте ля.
С теоретической точки зрения, в этом пассаже использован гармонический ля-минор, состоящий из нот ля, си, до, ре, ми, фа, соль-диез (1 2 b 3 4 5 b 6 7). Во второй фразе (3-4 такты) переплетается трель ля - соль-диез – ля и восходящее движение, задействующее ноты си, до, ре, ми. Завершается оно нотой фа, за которой тут же следует ещё одна трель ми – фа – ми, переключение на бриджевый звукосниматель и лёгкое вибрато с помощью рычага тремоло.
Мне кажется, что при создании этого клише Ингви вдохновлялся классическими приёмами игры на скрипке – это объясняет некоторую архаичность звучания пассажа.
Эта фраза представляет из себя последовательность из шести нот, сыгранную либо переменным штрихом, либо легато, и завершающуюся длинным слайдом, приходящим в первом случае в тонику (ля), и в третью ноту гаммы (до) во втором. При игре необходимо обратить внимание на точность попадания в ноту после слайда и аккуратность вибрато.
Это одно из тех клише, которые полезно знать любому гитаристу, а ещё оно встречается почти в каждом треке Мальмстина! Я разметил в нём последовательность ударов медиатором, которая показалась мне наиболее удобной, но должен предупредить, что этот таб носит лишь рекомендательный характер, и вы вольны перестраивать пассаж как вам угодно.
При игре этого клише стоит обратить внимание на смены позиций – они должны быть чистыми и аккуратными. Внимательно нужно отнестись и к слайдам, поскольку если слишком сильно продавливать струну, то велик риск того, что фраза утратит плавность.
При игре соло, Ингви группирует ноты странным образом. Зачастую это вызвано тем, что он думает только о некой “точке назначения” – ноте, завершающей пассаж, и по пути к ней заполняет такт таким количеством нот, которое ему захочется или физически представится возможным сыграть.
Он также любит комбинировать ритмы. Например, в этом скоростном легатном пассаже он играет триоли четвертными нотами, и каждая триоль повторно разделяется на три, из-за чего на каждые полтакта приходится по 9 нот (всего 18). Знаю, звучит это сложно и запутанно, но если вы обратите внимание на фразировку в видео, то быстро поймёте что к чему.
Обратите внимание, что фраза содержит также малую (нота соль) и большую (нота соль-диез) терции доминантсептаккорда ми. Эта добавленная нота “меняет” лад на ми фригийский (ми – фа – соль – ля – си – до – ре) – 1, b2(b9), B, 3, 4, 5, b6, '7, 1.
Подобные арпеджио, сыгранные свипом, - одна из ключевых фишек стиля Мальмстина. Они часто прослеживаются в его музыке и на удивление хорошо ложатся на роковую основу.
В этой фразе показаны три коротких арпеджио в разных позициях. Расслабьте при игре правую руку и позвольте медиатору скользить по струнам, подобно пружинке, падающей с лестницы. Для более мягкого и округлозвучания переключитесь на нековый датчик, а чтобы убрать лишний шум, демпфируйте незадействованные струны.
Помните также про переключение на бриджевый датчик на финальной ноте – это аутентичный мальмстиновский способ акцентировать завершение пассажа.
Игра гамм на одной струне и при горизонтальном перемещении по грифу - Ещё одно излюбленное клише Мальмстина. По сравнению со свипами оно не такое уж и сложное, если вы, конечно, можете играть переменным штрихом на скорости 160 ударов в минуту!
Усложняется эта двухтактовая фраза ещё и тем, что барабан отстукивает триольную пульсацию а-ля Far Beyond the Sun, и вам придётся укладывать под этот аккомпанемент скоростной чёс шестнадцатыми нотами. Чтобы добиться ровности в этом пассаже, вам понадобится отработать ритмику, но поверьте мне, оно того стоит.
И вот ещё небольшая деталь: на видео я завершил пассаж пулл-оффом в открытую первую струну, но есть ещё один эффектный способ – ударить натуральный флажолет над пятым ладом. Ингви сам часто так делает.
Перед переходом на эту часть соло необходимо переключиться на нековый звукосниматель пока звучит открытая первая струна из 6 примера. Из себя этот пассаж представляет восходящее триадное арпеджио на три октавы, растянувшееся от 8 до 20 лада.
Затруднение в этой фразе может вызвать аппликатура, поэтому заучивайте клише медленно и методично. Финальная нота седьмого такта может быть взята эдаким “хаммер-оном из неоткуда” левой рукой или обычным пикингом.
Вторая часть клише – типичная нисходящая последовательность, в которой задействована смесь пикинга, легато и мини-свипа. Она завершается нотой “ми” с вибрато и финальным переключением звукоснимателей.
Финальное клише в тактах 14-16 – простая серия восходящих хаммер-онов и пулл-оффов, переключающихся между тоникой аккорда и соседствующей нотой из хроматики.
В случае с этим пассажем все “начальные” ноты трелей взяты из ми-мажорного трезвучия (пятый аккорд гармонического ля-минора), а хроматические – из фа-мажорного (шестой аккорд гармонического ля-минора).
Источник: musicradar.com
Перевод: Арсений Трифонов