Влияние напряжения на качество игры

Напряжение при игре на гитаре Расслабленная игра является одним из самых недооцененных и неосвещенных аспектов в обучении игре на электрогитаре. В открытых источниках слишком мало информации на этот счет, а сами музыканты и преподаватели в лучшем случае упоминают об этом вскользь. А ведь роль расслабления в прогрессе гитариста просто огромна, о чем вы и узнаете в этой статье.

Напряжение можно разделить на 2 типа: физическое (мышечное) и ментальное (психологическое)

Физическое напряжение может появиться по следующим причинам:

1. Многие люди искренне считают, что играть расслабленно невозможно. Они действительно свято верят в то, что гитаристы в процессе игры находятся в состоянии перманентного напряжения и предельной концентрации и только благодаря этому выдают качественное звукоизвлечение. Забавно, но все с точностью до наоборот! Мышечное расслабление является ключевым аспектом к достижению качественной игры. Напряжение в руках возникает, но оно носит импульсный и кратковременный характер. Т.е. нанес удар медиатором - расслабился, нанес следующий - расслабился и т.п. Самое главное, это правило работает и в быстрых темпах. Своим ученикам, склонным к излишнему физическому напряжению я часто говорю такую рекомендацию - даже если ты сыграл фразу идеально по звуку, но при этом напряженно, считай, что ты сыграл ее неправильно. Физическое расслабление - обязательный аспект.

2. Некорректная постановка рук и посадка с гитарой. Эти два параметра являются необходимым условием физического расслабления. Даже если человек грамотно выбирает треки и темпы, но при этом сдавливает медиатор в хвате (чтобы медиатор не вылетал), сокращает трапециевидную мышцу (чтобы держать правую руку на нужной высоте), допускает появление отрицательного изгиба в пальцах левой руки (потому что по-другому не дотягивается до струн) - это все неминуемо приведет к перманентному напряжению. Поэтому здесь опять же крайне важно на самом начальном этапе устранить причины потенциального напряжения, правильно взаимодействуя с инструментом, несмотря на то, что в последнее время среди преподавателей стало модно утверждать обратное - якобы постановки рук и посадки с гитарой не важны, типа играйте как играется. Обычно такую позицию занимают либо некомпетентные преподаватели, которые сами не понимают, как поставить ученикам нормальную базу, либо откровенные лохотронщики, которым тупо лень возиться с этой рутинной работой.

Ментальное напряжение может быть вызвано следующими причинами:

1. Излишняя формализация и алгоритмизация процессе игры. Попытка осознанно думать о том, о чем думать не надо (в какой удар барабана должна попасть такая-то нота, не забыть бросить ребро ладони на струны и т.п.). В таких случаях фокус внимания направлен не на музыку и качественный звук, а на выполнение шагов искусственно созданного алгоритма. Это приводит к тому, что и без того не безграничный наш интеллектуальный ресурс занят обработкой ненужной для игры на гитаре информацией, и на оценку своего звукоизвлечения и уже тем более получения удовольствия ресурсов просто не хватает.

2. Выбор слишком сложных партий и слишком быстрых темпов. Если гитарист замахивается на излишне зубастые произведения и неграмотно выбирает исходные темпы, это без сомнения приведет к плачевному результату с точки зрения качества игры. А это в свою очередь подпортит ментальное состояние. Начнутся самобичевания, типа "я такой бездарный, у меня ничего не получается" и т.п. В результате игра на гитаре перестает приносить удовольствие, настроение постоянно портится, и гитара начинает ассоциироваться с негативом. Обычно в таких случая люди бросают музыку, хотя надо было всего навсего корректно выбирать треки и темпы.

3. Игра на публике или перед преподавателем, страх сторонней критики и хейта. Надо проще относиться к публичным выступлениям и учиться получать от них удовольствие. Излишние загоны на эту тему чреваты тем, что вместо получения удовольствия от процесса выступления музыкант будет ощущать себя будто на каторге, борясь с собственными нервами. Это приводит к просадке в технике, но самое страшное - к забыванию партии. Что касается страха критики, то огромную роль здесь сыграли гитарные блогеры, которые путем подмены понятий и банального обмана аудитории воздвигли свои гипертрофированные (при этом крайне сомнительные) критерии оценки качества игры в единственно правильные. Забавно, что сами эти блогеры даже близко не соответствуют своим же критериям, но к сожалению, их подписчиков это не особо волнует. Тренд на принижение заслуг известных и уважаемых музыкантов, сплошное критиканство и абсолютно бинарный взгляд на такую многогранную и многомерную субстанцию как музыка привели к тому, что многие люди просто боятся что-либо сыграть на гитаре! Они боятся играть, потому что раз уж их любимые гитаристы "так плохо" играют со слов блогеров, то куда уж им самим тогда. Они боятся поделиться своей игрой на публике, потому что недалекая аудитория этих блогеров их захейтит. Они боятся выбрать треки, которые им нравятся и которые они хотят сыграть, ведь кто-то там в на ютубе сказал, что это "отвратительная песня", а гитарист - "днище". К сожалению, такому воздействию подвержены многие потребители русскоязычного гитарного контента. В этом случае, если у них нет адекватного наставника (будь то преподаватель или просто более опытный знакомый музыкант), остается лишь пожелать сохранять свое критическое мышление, не воспринимать любые вбросы от блогеров как истину в последней инстанции, а также играть и слушать ту музыку, которая им самим нравится.

Автор: Кирилл Сафонов

Остались вопросы о процессе обучения?
Задать вопрос