Современные и олдскульные требования к игре на электрогитаре

Настройка гитары для новичков Когда я слушаю такие группы как Guns N' Roses, Pantera, Ozzy Osbourne, Extreme (особенно альбом 1995 года Waitinig for the Punchline), Van Halen, Children of Bodom и т.п., то получаю огромное удовольствие и как любитель музыки, и как гитарист.

И надо сказать, что кайф, полученный от прослушивания от той музыки, зачастую в разы превосходит эмоции, возникающие от современных гитарно-ориентированных групп. В этой статье я хочу поделиться своими наблюдениями на эту тему, рассказать почему, на мой взгляд, так происходит, и как это повлияло на мой сольный альбом Affect.

Вся фишка заключается в эффекте присутствия. Слушая старые (уже давно можно их так называть) группы, создается впечатление, как будто ты сидишь в студии и люди играют прямо при тебе. Мне как гитаристу кажется это настолько крутым, что тяжело описать словами! Слышно, как взаимодействует медиатор со струной, как ходят пальцы по грифу. Слышно, как люди играют, в конце концов! На мой взгляд, это неотъемлемые элементы звука электрогитары, от которых в современном гитаризме многие стараются избавляться. Это связано с развитием цифровых технологий.

Сейчас фактически любой школьник с аудиоинтерфейсом и компом имеет возможность записывать гитары в достойном качестве. Чего уж говорить про людей с более дорогой аппаратурой. В результате возникла возможность и как следствие соблазн вылизывать свои гитарные партии до идеального состояния. Все эти микронюансы типа перемещения рук, топота пальцев, чирка медиатора о струну, микроаритмии, пренебрежимо малого нарушения интонирования и пр. сейчас устраняются на этапе пост-продакшн. А хорошо ли это?

Разумеется, я ни в коем случае не утверждаю, что надо играть грязно, расхлябанно и криво. Речь идет именно о естественных для профессионального гитариста моментах. Ведь устраняя все эти элементы фактически мы приравниваем гитару к синтезатору, к виртуальному инструменту (VST) с набитой в midi партией. В результате чего теряется весь кайф от эффекта присутствия. Ты слушаешь и понимаешь, что люди в реальной жизни так не играют, что это вылизанная вдоль и поперек партия. Как говорил К.С. Станиславский: "Не верю!". Вот и я не верю. Подсознательно.

Современный гитаризм навязывает и обязывает соответствовать новым техническим требованиям. Уверен, что если бы я в 2021-м году позволили бы себе записать риффы как тот же Alexi Laiho или соло как Slash, меня бы порвали на куски в интернет-пространстве! Но вот хороши ли такие требования для слушателя? В этом вопрос.

Вероятно, такая ситуация возникла в результате потребности гитарной (читай "рок") музыке соответствовать электронщине, которой опять же с развитием цифровых технологий стало в разы больше, а ее качество в разы круче. Но разве за это мы любим рок-музыку? За эту гипертрофированную вылизанность? За роботизированность? Не знаю, как вы, а я люблю рок-музыку за эмоции, которая она дарит как при прослушивании дома, так и на концертах! А еще за ее живость, честность и искренность. Когда ее исполняют живые люди, и ты это чувствуешь и слышишь даже просто в наушниках.


Записывайтесь к нам на обучение

Уверен, что сейчас многие мои подписчики и даже некоторые ученики скажут: "Ну а чего ты сам тогда задаешь такие высокие требования качеству исполнения на своих уроках!?!?". Друзья мои, дело в том, что я задаю такие требования, которые на том или ином материале способен выполнить практически любой добросовестно занимающийся гитарой человек. Никто не требует звучать гипертрофированно, будто midi. Все заданные мной и моими коллегами по Guitar-Science требования можно выполнить исключительно руками, не прибегая к пост-продакшн. Кто-то учится соответствовать этим критериям качества на риффах ACDC, а кто-то на соло Joe Satriani - все зависит от текущего уровня владения инструментом и от преследуемых целей.

Что касается моего альбома Affect, то когда я записывал гитарные партии, мне приходилось постоянно бороться с двумя чувствами (как в фильмах, где на одном плече сидит ангел, а на другом - дьявол). С одной стороны, хотелось записать гитары так, чтобы они звучали в хорошем смысле слова "олдскульно", т.е. с тем самым эффектом присутствия, о котором я говорил. С другой стороны, современная музыка вынуждает и обязывает вылизывать партию гитары. И вот этот конфликт интересов зачастую просто не давал покоя.

Бывало так, что я записал партию ночью, мне все нравится, все звучит круто и естественно. Слушаю на следующий день - возникает желание поправить в редакторе некоторые моменты. Поправил, вроде все фирмово и современно. Вновь слушаю на следующий день - вылизанная гипертрофированная midi-партия. И решение этого конфликта стало для меня одной из самых сложных гитарных задач при написании альбома.

Как я его решил? Записывал все честно, руками. В приоритет был возведен минимализм в пост-продакшн, а взамен - неограниченное количество дублей. Иными словами, я решил, что лучше потратить больше времени и попыток на честный хороший дубль, чем меньше времени и меньше попыток на средненький дубль, но с объемными правками в редакторе. Что из этого получилось, оценивать вам, слушателям. Но лично я результатом очень доволен. Получилось и модерново, и в то же время с тем самым эффектом присутствия. Слушайте альбом AFFECT на всех популярных площадках и делайте собственные выводы!

Автор: Кирилл Сафонов

Остались вопросы о процессе обучения?
Задать вопрос