Можно ли подключить наушники к электрогитаре и играть на электрогитаре в наушниках?
Касательно игры на электрогитаре в наушниках зачастую разворачиваются нездоровые дискуссии из разряда "лампа vs цифра", "влияет дерево на звук" и т.п. На самом деле в 2020-х годах довольно трудно найти профессионального гитариста, который не использовал бы наушники для игры на электрогитаре. В первую очередь это связано с массовым применением систем In Ear мониторов, которые стали неотъемлемой частью концертирующих музыкантов, кем бы они ни были - барабанщики, бас-гитаристы, гитаристы, вокалисты и т.д.
Забавный факт: один мой знакомый звукорежиссер в свое время работал с очень популярным в России поп-артистом, у которого на сцене было задействовано большое количество музыкантов (человек 10-15). И практически все эти люди играли на электронных инструментах, включая электронную барабанную установку, и были подключены к системе In Ear мониторинга. Так вот забавно то, что на саундчеке во время персональной отстройки мониторинга при всей этой активно играющей толпе на сцене и в зале стояла мертвая тишина, которую периодически прорезали челчки и шлепки по барабанам и клавишам. То есть при использовании In Ear мониторинга напольная и портальная система мониторов отсутствует как явление.
Можно ли играть на электрогитаре в наушниках, и если да, как подключить наушники к электрогитаре? Касательно первого вопроса, думаю, ответ уже очевиден. Однако, стоит заострить внимание на некоторых моментах. В каких случаях у нас возникает потребность играть на электрогитаре через наушники? Глобально можно выделить 5 причин:
1. Использование системы In Ear мониторинга на сцене
2. Чтобы не мешать окружающим в квартире/доме
3. Чтобы более детально слышать нюансы звукоизвлечения
4. В случае отсутствия акустической системы/мониторов/комбика
5. В случае преподавания гитары онлайн
1. Использование системы In Ear мониторинга на сцене
Первый случай мы уже рассмотрели в начале статьи. Стоит добавить, что In Ear мониторинг действительно крайне удобная вещь, т.к. благодаря ей мы избавляемся от зависимости от системы напольных и портальных мониторов клубов, которая, как показывает практика, зачастую находится в плачевном состоянии. Например, наш последний большой концерт Guitar-Science on Stage все гитаристы и барабанщик выступали в наушниках с системой In Ear мониторинга. Одним из преимуществ является то, что наушники берегут слух. Они частично изолируют нас от шума барабанов и особенно звона тарелок, из-за чего приходится прилично "раскачивать" напольные мониторы. В наушниках же мы можем себе позволить выставить комфортную громкость и поберечь слух. Второе преимущество связано со свободой перемещения. Раз у нас радиомониторинг, то теперь мы не привязаны к своему напольному монитору и можем при желании перемещаться по сцене, не опасаясь утратить контроль над звуком. На сцене я использую наушники System Elements A3 Reference.
2. Наушники для игры на электрогитаре дома
Вторая причина в основном свойственна для любителей, у кого игра на электрогитаре является хобби. Многие новички ошибочно полагают, что играть на электрогитаре дома будет дискомфортно, т.к. она будет мешать соседям и членам семьи. Забавно, но это довольно сильное заблуждение. Электрогитара с наушниками представляет собой один из самых тихих музыкальных инструментов. Тише только клавиши (и то не всегда, зависит от характера звукоизвлечения музыканта), и диджейский пульт. Что объединяет данные инструменты? Возможность играть в наушниках на электрогитаре. Электрогитара в неподключенном состоянии выдает довольно тихий лязг струн. Например, на акустической или классической гитаре ситуация иная - там довольно сильно резонирует корпус, и этот звук никак не убавишь.
3. Наушники для детализации своего звукоизвлечения
Третья причина характерна как для профессионалов, так и для любителей. Могу сказать про себя: более половины гитарных партий в своем сольном альбоме AFFECT я записывал именно в наушниках. Во-первых, потому что писал по ночам в свободное от проведения занятий время (но это скорее относится к предыдущей причине). А во-вторых, чтобы четче слышать все нюансы своего звукоизвлечения. Как ни крути, игра на электрогитаре в наушниках повышает требования к своей игре. И в этом есть как плюсы, так и минусы, что может многих удивить. Плюсы, конечно же, проявляются в студийной работе. В наушниках гораздо меньше шансов пропустить микроошибки звукоизвлечения. Это может быть микрорассинхрон, микроаритмия, легкий шум от лишних струн и т.п. А минусы связаны с живыми выступлениями, где перечисленные качества могут выбить музыканта из колеи. Подробнее я рассмотрю это в видеоуроке.
4. Использование наушников при отсутствии акустической системы/мониторов/комбика
Четвертая причина вновь встречается у любителей, а также у тех, кто берет с собой электрогитару в путешествие. Допустим, в качестве искажения вы используете аудиокарту и плагин или же гитарный процессор, которые не оборудованы встроенными динамиками. В этом случае единственный шанс себя слышать - подключить наушники к электрогитаре. Разумеется, они должны быть проводными, т.к. Bluetooth наушники известны своими задержками, что критично для музыканта.
5. Наушники для преподавания онлайн
И наконец, пятая причина, которая касается совсем узкого сегмента гитаристов - преподавателей. Опять же могу сказать про себя: все занятия онлайн я веду в наушниках. Для меня это удобно технически, т.к. я гарантировано избегаю ситуаций с обратной связью микрофона, которые могут возникать при использовании акустической системы. Кроме того, в наушниках я четче слышу звукоизвлечение своих учеников, будь то запись гитары (домашнее задание) или игра непосредственно на занятии. Разумеется, для этого нужны удобные наушники, в которых комфортно работать весь день, от которых не болит голова и не устают ушные раковины. Лично я уже много лет использую Audio-Technica ATH-M50x.
И в завершении обсудим, как подключить электрогитару к наушникам. В первую очередь надо убедиться, что в вашем оборудовании предусмотрен такой режим работы. Дело в том, что без спикерсиммулятора (имитации гитарного кабинета) отдавать сигнал в наушники категорически некорректно. Гитарный кабинет (пассивный ящик с динамиком) выступает в роли своеобразного частотного фильтра, который отсекает лишние частоты перегруженного гитарного сигнала. В противном случае вы получите жутко зудящий, песочный и отвратительный звук, на котором невозможно нормально играть. Обычно, если производитель гитарного оборудования предусмотрел режим работы в наушниках, вы обязательно найдете гнездо с надписью "Phones". Иногда на некоторых гитарных процессорах есть просто Line Out. В этом случае обязательно убедитесь в том, что сигнал с этого выхода идет через спикерсиммулятор.
Важно отметить, что существуют решения, которые позволяют подключить электрогитару к наушникам без комбика. Это может быть полезно для тех, кто хочет играть на электрогитаре через наушники без необходимости иметь при себе громоздкую аппаратуру.
И касательно настройки звука для игры на гитаре в наушниках. Звук должен вам нравиться. Не надо наруливать изначально ядовитый и слишком требовательный звук. Вместо того, чтобы расслабляться и получать удовольствие от игры на электрогитаре, вы будете мучаться, зажиматься, испытывать дискомфорт и превратите свое хобби в пытку. Поверьте, это ни к чему. Хотя на просторах интернета можно встретить прямые рекомендации некоторых блогеров и преподавателей к обратному. Вот пусть они сами и играют на гитарах со звуком бензопилы, а мы пойдем другим путем)) Адекватным, вдумчивым и сбалансированным. Чтобы и игра в комбик, и в акустическую систему, и в наушники для игры на электрогитаре приносила удовольствие. Ведь именно ради этого мы играем на электрогитаре.