Грамотное планирование своих занятий на гитаре является необходимым условием, если вы хотите эффективно прогрессировать и развиваться. Речь идет о том, чтобы не превратить занятия музыкой в пытку, где человека заставляют "умирать" с гитарой и заорганизовывают его до полусмерти, не допуская ни шагу влево, ни шагу вправо. В конце концов, занятия музыкой для подавляющего большинства из нас это хобби. Серьезное хобби, которое помимо эффективности должно обязательно приносить удовольствие и вырабатывать те самые пресловутые "гормоны счастья": дофамин и эндорфин.
Проблема отсутствия планирования
Как показывает практика, многие люди, занимающиеся электрогитарой самостоятельно, не придают должного значения планированию своих занятий. К сожалению, этот же грех водится и за многими гитарными школами и преподавателями, которые наобум выдают своим ученикам высосанный из пальца материал. В данной статье я постараюсь подробно рассказать о том, как спланировать занятие по гитаре.
Комплексная программа обучения от Guitar-Science
Раз вы находитесь на нашем сайте Guitar-Science.ru, значит с большой долей вероятности, вы видели фундамент нашей работы - Комплексную программу обучения.
Это 8-этапная программа, каждый этап которой состоит из ряда категорий:
- технические упражнения,
- произведения,
- теория музыки,
- аранжировка,
- импровизация,
- звукозапись
- контроль.
Для каждого (!!!) нашего студента, начиная с первого занятия и далее на каждом, преподаватель делает персональную выборку элементов программы на основе персональных параметров человека:
- степень занятости,
- текущий уровень игры,
- сильные и слабые стороны,
- умение работать с материалом,
- усидчивость,
- цели и задачи и др.
Иначе, если всех вести под одну гребенку, то это будет уже не индивидуальное обучение, даже если так заявлено в объявлении, и в помещении вы находитесь "тет-а-тет" со своим преподавателем.
Гибрид систематического и индивидуального подхода, которому мы следуем в GS, является залогом успешного обучения игре на электрогитаре.
Самый главный и сложный вопрос для самоучек: как самостоятельно построить план занятий?
Проблема заключается в том, что вы по сути берете на себя роль преподавателя. Вам придется смотреть на себя со стороны, при этом ошибаясь, экспериментируя и пробуя разные схемы и комбинации учебных элементов. Мало того, придется еще и их самостоятельно находить. Это очень непросто, но я искренне стараюсь с помощью данной статьи и огромного количества бесплатного обучающего контента в разделе "Интерактивный самоучитель" максимально облегчить ваш путь, уберечь от фатальных ошибок и помочь сделать обучение увлекательным, эффективным и интересным.
Поскольку все люди разные, у всех огромное количество персональных параметров, которые необходимо учитывать при планировании занятий, построить универсальную для всех схему попросту невозможно. Однако, в данной статье мы попробуем вывести некий усредненный вариант, в который вы сами уже будете вносить корректировки, опираясь на собственные результаты и ощущения.
Итак, допустим, вы находитесь на уровне от начального до чуть ниже среднего - примерно на 1-3 этапах по меркам нашей Комплексной программы. Что играть? Сколько играть? Какую теорию читать? Вопросов - шквал. Пойдем по порядку.
На обозначенном вами уровне подавляющее большинство времени занятий должно уходить на отработку живых произведений и технических упражнений. Теория музыки в данном случае занимает лишь малую часть времени.
Преподаватели GS предлагают прикладной подход с простым правилом: все, что мы играем на гитаре, мы должны уметь обосновать теоретически. Именно с учетом данной концепции необходимая теоретическая база "подтягивается" под исполнительский материал студента.
Таким образом, мы избегаем ситуации, когда теория музыки дается в вакууме, не имея никакого исполнительского подкрепления (в подобных случаях она залетает в одно ухо и тут же вылетает из другого). В целом, теория музыки в прикладном виде не требует много времени на ее освоение. Ее достаточно понять, пару раз применить на практике и в дальнейшем она никуда не денется, т.к. мы постоянно будем ее применять при анализе очередных произведений и технических упражнений. И вот с ними все гораздо сложнее.
Мало того, что необходимо сформировать критерии качества своей игры, так еще и надо нащупать правильную механику работы рук, обеспечивающую одновременное и непрерывное выполнение требований по звукоизвлечению (они же общие принципы игры на электрогитаре).
Статья: Общие принципы игры на электрогитаре
И уже далее, когда предыдущие действия выполнены, мы занимаемся наматыванием правильных повторов, прошивая в мышечную память корректное звукоизвлечение, с целью его перевода из сознательного контроля в бессознательный. Поэтому в данной статье мы сделаем акцент именно на распределении времени между произведениями и техническими упражнениями.
Многие мои подписчики, а также посетители сайта знают, что на вопрос "сколько надо в день заниматься гитарой?" я всегда отвечаю: "прожиточный минимум - 1 час". Здесь же я предлагаю рассмотреть вариант чуть больше, чем прожиточный минимум, а именно 1,5 часа.
Как распределить время занятий в таких условиях?
ТЕХНИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Начнем с технических упражнений. Если взять технические упражнения в выбранных нами 1-3 этапах Комплексной программы, то я рекомендую тратить на каждое из них по 15 минут, при условии методически грамотной работы. А это значит, что темп (в случае линейного метода разгона) или размер фразы (в случае аддитивного метода разгона) должны быть выбраны таким образом, чтобы не менее 80% сыгранных вами повторов были правильными. При таком раскладе 15 минут конструктивной работы над одним упражнением будет достаточно.
Как же их распределить? Приведу пример:
1. Поиск исходного темпа (темп, в котором конкретно в данную минуту вы можете спокойно и уверенно сыграть фразу качественно, т.е. одновременно и непрерывно выполнять требования по звукоизвлечению). Продолжительность: 1 минута (при наличии корректных критериев оценки качества собственной игры).
2. Продвижение от исходного темпа к актуальному (максимальный темп, в котором у вас получалось играть качественно в предыдущем подходе, например, вчера). Продолжительность: 4-9 минут, в зависимости от исходного темпа. В хорошие дни исходный темп выше, к актуальному подбираемся быстрее. В плохие дни (не выспался, сонная погода, не очень хорошее самочувствие и т.п.) исходный темп довольно низкий. Но это не должно вас смущать. Никогда не забывайте: темп - переменная, а качество - константа!
3. Повышение актуального темпа в сторону целевого (темп-прогноз, который мы ставим себе на неделю, исходя из наших персональных параметров, включая степень занятости). Продолжительность: 5-10 минут, опять же в зависимости от исходного темпа.
Шаг, с которым повышается темп музыкант выбирает самостоятельно. Обычно движение от исходного темпа к актуальному осуществляется с шагом 5-10 bpm, а от актуального к целевому 1-5 bpm. Большинство технических упражнений являются монотехническими, т.е. в них прокачивается только один вид техники.
Исключением являются упражнения Combo (комбинация легато и переменного штриха), а также некоторые этюды Workout. Подобное решение позволяет локализовать определенный вид техники и максимально сконцентрировано отработать его, что по сути превращает упражнение в столь важный для нас катализатор технического роста.
Одномоментно в учебном плане в среднем находится 2-4 разноплановых упражнения: переменный штрих, легато, комбо и что-то специфическое: свип/тэппинг/гибрид/эконом. Соответственно, если тратить на них по 15 минут, после чего переключаться на другой элемент, то получается 30-60 минут уйдет на технический раздел. Предлагаю взять средний вариант с тремя упражнениями в повестке дня, на который суммарно уходит 45 минут. Таким образом 50% от наших полутора часов мы распределили.
РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
Разминка
Оставшиеся 45 минут мы тратим на произведения - самое главное, что есть в учебной программе.
Сколько бы упражнений вы не играли, только реальные партии из реальных треков позволят вам приобрести реальный исполнительский навык. Помните: упражнения - лишь катализатор технического роста!
Из оставшихся в нашем распоряжении 45 минут 15 можно отдать на разминку. Я рекомендую своим студентам разыгрываться на ранее рассмотренных произведениях. За 15 минут вполне можно сыграть 3 трека, что будет достаточно для того, чтобы руки начали включаться. Поверьте, без этого действия исходные темпы в ваших упражнениях будут существенно ниже.
Основная работа
Финальные 30 минут мы полностью посвящаем работе над произведением, которое находится в нашей текущей повестке дня. Отработка трека не столь однозначна, как отработка технических упражнений, ведь в разных произведениях существенно отличается характер гитарных партий. Однако, есть универсальная рекомендация: не накидывайтесь сразу на весь трек, разбейте его по форме (например, main riff, verse, pre-chorus, chorus, bridge, impro, outro) и персонально прорабатывайте каждый раздел. Рекомендую ознакомиться со статьей "Как записывать гитару по системе GS", в которой идет речь не о пользовании звукозаписывающим софтом и оборудованием, а именно о методической составляющей. Это очень важно!
ИТОГОВЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Вот и пролетели 1,5 часа! Подводя итоги, можно сформулировать получившийся план:
Разминка:
- игра 2-3 ранее разученных произведений (15 минут)
Технические упражнения:
- переменный штрих (15 минут)
- легато (15 минут)
- комбо (15 минут)
Произведения:
- работа над треком (30 минут)
Не устану напоминать, что это лишь некий шаблон, который в обязательном порядке подлежит регулярной корректировке. В идеальной ситуации этим обязан заниматься преподаватель. Каждый наш студент по результатам каждого (!!!) занятия получает скорректированный план работы на неделю, где в онлайн-журнале видит, что ему делать, в каких темпах, за какими нюансами следить. Если же вы занимаетесь самостоятельно, то это бремя целиком и полностью ложится на вас самих.
На этом пути вас неминуемо будут поджидать некоторые ошибки. Рассмотрим основные из них:
1. Неадекватно выбранный учебный материал. Как правило, многие люди берут слишком сложные треки и упражнения для работы. Здесь важно трезво оценивать свои технические возможности, не гнаться за количеством нот. Пусть партии (хотя бы в начале) будут тривиальными, но зато вы сможете на них добиться поистине фирмового звучания, после чего будете проецировать его на более сложный материал. Справедливости ради, иногда встречаются люди, которые наоборот берут слишком легкие партии, что приводит к стагнации. Нужна золотая середина: треки и упражнения не должны быть халявными или слишком жесткими. Они должны быть чуть-чуть в нагрузку.
2. Отсутствие регулярной практики записи. Записывать гитару в аудиоредактор с целью последующего прослушивания и анализа - обязательное требование для обучения онлайн и дистанционной формы и крайне желательное для очной формы. Регулярная запись своей игры по определенной системе в разы увеличивает КПД. Не пренебрегайте этим. Когда набьете руку, запись будет занимать у вас считанные минуты.
3. Нарушение концепции "звук - константа, темп - переменная". Подавляющее большинство людей бежит за темпами, пренебрегая звуком. Это самая распространенная и грубая ошибка. Вся концепция обучения музыке и не только основана на наматывании правильных повторов. Критерий правильности повторов мы уже проговаривали неоднократно: одновременное и непрерывное выполнение требований по звукоизвлечению. Единственное, когда мы меняем данную концепцию - работа над физическими возможностями (см. пирамидальный метод разгона). Но для выбранного в статье уровня эта концепция совершенно точно преждевременна.
Разумеется, занятия электрогитарой не ограничиваются игрой треков и упражнений. Напоминаю, что мы рассмотрели некий средний вариант для гитариста уровня 1-3 этапов Комплексной программы. Однако, уже с 3-го этапа и далее активно включается в работу импровизация (сначала подготовленная, а затем спонтанная), съем гитарных партий на слух, творческие задания по написанию собственных композиций и т.д.
К сожалению, в сутках всего 24 часа, из которых мы можем позволить выделить себе любимому лишь малую часть. Но не стоит расстраиваться на этот счет! Электрогитара - серьезное и увлекательное хобби на всю жизнь. Давайте же порадуемся за себя, что этот инструмент настолько многогранен, что доставляет нам удовольствие десятилетиями. В свою очередь мы, команда Guitar-Science, будем и дальше стараться прилагать максимум усилий, чтобы занятия гитарой для вас были полезными, эффективными и просто в кайф! Всегда на связи!