Мастер-класс Кирилла Сафонова на выставке Namm Musikmesse

Мастер-класс на тему: "Преподавательская деятельность как один из вариантов трудоустройства музыканта".

Как правильно подготовить почву и уйти с "обычной" работы на "музыкальную", обеспечив стабильный спрос на свои услуги. Кирилл Сафонов делится личным опытом.

Введение

Трудоустройство музыканта и гитариста в частности - довольно острый и серьезный вопрос. Что делать, когда ты умеешь круто играть на той же гитаре? Как сделать так, чтобы любимое дело стало одновременно и заработком? На мой взгляд, есть несколько путей: устроиться на работу в артисту или в оркестр; стать самостоятельной единицей и зарабатывать своей музыкой; стать блогером, публиковать контент, касающийся игры на музыкальном инструменте (как показывает практика, это материалы развлекательного характера) и получать прибыль от монетизации своего контента, донатов подписчиков и рекламы; преподавательская деятельность. Поскольку из всего перечисленного в качестве основной деятельности я выбрал последний вариант, то и разговор сегодня пойдет именно о нём.

Особенности преподавательской деятельности

Музыкант всегда взаимодействует с другими людьми. Играя на сцене, он взаимодействует с публикой, на репетициях - с другими музыкантами, работая у артиста - с саунд-продюссером и т.д. Однако в рамках преподавательской деятельности взаимодействие с людьми выходит на несколько иной уровень. Музыкант приобретает статус преподавателя, что автоматически накладывает на него бремя ответственности за актуальность и достоверность предоставленной своим студентам информации. Если информация не актуальна (ошибочна), если она предлагается с искажениями или же просто озвучивается не вовремя, то с большой долей вероятности можно ставить крест на обучении студента, который по сути вместо умения играть приобретает статус жертвы некомпетентного преподавателя, теряя при этом время и деньги.

Как стать преподавателем

Чтобы не допустить описанного выше развития событий преподавателю необходимо научиться учить. Недостаточно просто взять и выложить объявление на форумы и создать свой сайт. Приобрести преподавательский опыт теоретически можно и самому, но в таком случае все шишки придется набивать на своих собственных студентах. При этом есть риск получить дурную репутацию в образовательной сфере. Никому не нравится, когда с ними работает стажёр (тем более в долгосрочной перспективе), все понимают, что это может плохо кончиться.

Самый верный способ - записаться на обучение к уже состоявшемуся профессиональному преподавателю в качестве студента и посмотреть изнутри, как выстроен образовательный процесс. Да, это опять же стоит времени и денег. Но это действительно важная инвестиция в свою дальнейшую преподавательскую карьеру. Возможно, кому-то повезло и он сам учился играть у профессионала и впитывал при этом не только исполнительское, но ещё и преподавательское мастерство. К сожалению, это маловероятно, т.к. серьёзное обучение игре отнимает все ресурсы, ни на что другое не остается. Не менее важно изучать открытые источники от авторитетных преподавателей, там действительно можно найти массу полезной информации.

Как отличить профессионального преподавателя

Надо понимать, что музыкант, называющий себя преподавателем, ставит перед собой определенные цели, достижение которых является показателем его уровня. Конечно же, речь в первую очередь идёт о портфолио - это демонстрация игры студентов с указанием сроков обучения. На основе этого можно сделать вывод, эффективно ли работает преподаватель или нет. Разумеется, отсутствие портфолио не позволяет потенциальному клиенту проанализировать результаты работы преподавателя. Выводы делайте сами.

Далее преподаватель должен показать, какими средствами он достигает таких результатов. Речь идёт о структурированной программе обучения. Наличие такой программы говорит о том, что преподаватель работает не по сиюминутному настроению, а по четко отлаженной схеме, которая при необходимости адаптируется под индивидуальные особенности того или иного студента. Чтобы понять ход мыслей преподавателя, его манеру доносить информацию, необходимо наличие видеоуроков и статей, изучение которых поможет проанализировать его профессиональные качества.

И конечно же, преподаватель обязан хорошо играть на своём инструменте, иной вариант не рассматривается в принципе, т.к. противоречит здравому смыслу. Тезис "хороший учитель не обязан хорошо играть, а обязан хорошо учить" в музыке не работает. Зато работает следующее утверждение: "Хороший учитель обязан не только хорошо играть, а еще и хорошо объяснять". Разнообразие стилей, в которых играет преподаватель, а также разнообразие произведений в самой учебной программе приветствуется. Если преподаватель по электрогитаре научился играть однообразные риффы на 6-5 струнах, а сольные партии у него хромают, скорее всего его учеников ждёт тот же результат.

Отличие блогеров от преподавателей

Опять же главное отличие - цели. У блогера, насколько я понимаю, цель зарабатывать на публикациях своего контента. Это можно делать с помощью монетизации видео на YouTube, сотрудничества с рекламодателем, донатов (пожертвований) от подписчиков. Наверняка есть ещё варианты, но их лучше расскажут музыканты-блогеры, которых в гитарной сфере более чем достаточно на данный момент. Исходя из этого напрашивается вывод, что для блогера мерилом успеха является количество подписчиков, количество лайков, поведенческие факторы, активность аудитории и количество просмотров публикаций. Для выполнения этих целей делается определенный контент, который может носить информационный, развлекательный, а иногда и откровенно провокационный характер. Как показывает практика, последняя категория находит наибольший отклик.

Цель преподавателя музыки - учить людей играть на выбранном музыкальном инструменте. Из этого следует, что успех деятельности преподавателя измеряется в количестве и качестве играющих студентов, а также в сроках, за которые эти результаты были достигнуты. Преподаватель также должен публиковать свои материалы в сети, но в отличие от блогера, его контент носит сугубо информационный характер (видео с игрой студентов, видеоуроки, видео со своей игрой).

Не путайте музыканта-преподавателя и музыканта-блогера! Это абсолютно разные сферы деятельности. Вы же не пойдете ремонтировать свою машину к блогеру, который занимается обзорами автомобилей. Вы обратитесь к мастеру в сервис-центр. В ситуации с обучением игре на музыкальных инструментах ситуация аналогичная.

Плюсы и минусы преподавательской деятельности

► Минусы

Это отнимает все время. Когда ты серьёзно занимаешься преподавательской деятельностью, времени ни на что другое практически не остаётся. На данные момент лично у меня около 45 человек проходят обучение. Надо ежедневно вести занятия. Все люди разные, каждому надо подбирать свой план занятий, каждому надо по-разному объяснять материал, у каждого свои проблемы, всем нужно помогать и не только на занятиях, но и в любое другое время по телефону, почте, в соцсетях. Также надо генерировать свой контент, развивать свое дело, совершенствовать программу обучения. Не всегда хватает сил и времени на собственное творчество, не говоря уже об игре в группе или гастролях с артистами. Я не представляю, как можно совмещать это все с преподавательской деятельностью. Не хватит времени на блогерство - некогда штопать эти видео!

► Плюсы

Возможность самому выбирать свой график работы.
Возможность работать дома.
Возможность обеспечения себя работой,проживая в глубинке или даже за пределами Российской Федерации

Заключение

Преподавательская деятельность - это не пенсия для музыканта! Становление требует колоссальных усилий. Многие думают, что сейчас вот наиграются, нагастролируются, а потом будут сидеть в тепле и уюте и преподавать. Не прокатит! Если вы действительно хотите стать востребованным и грамотным преподавателем, весь этот тернистый путь становления лучше пройти в молодости. Иначе потом можно отстать морально и физически и превратиться в очередного ппрепода-любителя-халтурщика. И конечно же, самое главное - надо искренне любить это дело! Я люблю работать с людьми, я люблю их учить, я испытываю кайф, когда вижу результат своей работы (когда не умеющий ничего студент за несколько месяцев мочит риффы и соло, а спустя год выходит на сцену и на ногах играет полноценные гитарные произведения). Вот это действительно кайф для препода и бальзам на душу.

Остались вопросы о процессе обучения?
Задать вопрос