Мое интервью для музыкального магазина MuzBlock.ru, в рамках которого были даны ответы на одни из самых распространенных вопросов, возникующих у многих гитаристов. Казалось бы, что на них можно ответить просто и односложно, однако на мой взгляд, они заслуживают более детального обсуждения. Приятного просмотра!
00.40 — что делать, если не получается играть быстро?
03.10 — каким должно быть звукоизвлечение?
04.35 — как готовиться к записи?
06.08 — как преодолеть волнение на сцене?
08.10 — можно ли писать музыку без технических сложностей?
10.30 — что значит «играть ровно»?
13.00 — сколько нужно заниматься?
15.15 — можно ли развить чувство ритма?
Разъяснена причина отсутствия прогресса по скорости. Например, человек считает, что достойно играет легато в 100×6, но при увеличении темпа до 105-110×6 получается лажа. Это говорит о том, что в темпе 100×6 уже закрались некоторые трудно уловимые ошибки (аритмия, просадка в динамике, чистота), а в 105-110×6 ошибки выросли в геометрической прогрессии и вылезли на первый план. Может быть, даже в темпе 100×6 данного технического запаса прочности хватило бы, чтобы реализовать исполнительский замысел, но для увеличения скорости этого может оказаться недостаточно. Все о 3-х методах повышения скорости игры на электрогитаре>>.
Игра на электрогитаре считается хорошей, когда выполняются следующие принципы: ритмичность, динамичность, импульсивность, чистота, синхронизация, скорость, мелодичность, а также драйв и креатив. Если все эти принципы выполняются одновременно и непрерывно, то игра на электрогитаре будет хорошей. Каждый принцип подробно раскрыт здесь>>.
Если есть возможность записываться в студии, не сильно ограничиваясь во времени и финансах (например, у себя дома), то можно даже совместить техническую подготовку материала с самой звукозаписью. Надо научиться записываться кусками, особенно на этапе обучения. Логика проста: если человек не может достойно записаться кусками, то вероятность достойно записаться одним треком нещадно стремится к нулю. Кроме того, именно при записи кусками зачастую получается придумать новые интересные пассажи и фразы, т.к. это более комфортная обстановка для манипуляции своим словарным запасом и созданию новых идей. Если же речь идет о подготовке к записи в ограниченных условиях, то одним из самых распространенных решений является наработка запаса прочности с помощью увеличения целевого темпа за пределы оригинала (10-30% в зависимости от самого материала)
Не нужно сильно париться насчет лажи! Не лажают только те, кто играет под фанеру. Ну а вообще, все приходит с опытом. Есть мнение, что совсем не волноваться тоже плохо. Я читал интервью Richie Kotzen, в котором он рассказывал, что в какой-то момент ему стало настолько все равно на свои концерты, что он сознательно вывел себя из зоны комфорта, отказавшись от медиатора и переключившись на фингерпикинг. Про себя могу сказать, что для меня лично наиболее волнительный момент это до выхода на сцену. Сильнее всего я волновался перед концертом со Steve Vai и Apocalyptica, когда давила отвественность за все мероприятие в целом, а также из-за предстоящего небольшого джема со Стивом. Однако, как только беру в руки гитару и начинаю играть, волнение куда-то улетучивается.
Если речь идет об отсутствии технических барьеров при реализации исполнительского замысла, то да, конечно! К примеру, Nuno Bettencourt в своем интервью говорил, что ему не бывает сложно играть свои вещи, т.к. он сам же их и придумал. А придумываются они на основе того «словарного запаса», который на тот момент сидит у гитариста в руках. По своему опыту могу сказать точно также. Например, если у меня сидит в руках какая-то фраза, и я могу ее сыграть в режиме автопилота вообще не задумываясь, то интегрировать ее в свой материал для меня не составит никакого труда. Если же при написании гитарной партии есть задачи, который требуют выхода за пределы своего словарного запаса, то в этой ситуации надо будет уделить определенное количество времени для посадки в руки новых элементов и их разгона до целевого темпа.
Играть ровно можно по разным параметрам. Если речь идет о ритме, то ровная игра подразумевает соблюдение кратности длительностей нот внешнему источнику ритма (метроному, минусовке или живой команде). Есть еще динамическая ровность (например, в пикинге или в легато). Ее смысл в том, что все ноты были одинаково открытыми или же одинаковой степени демпфера. А еще есть такое понятие как однородность звукоизвлечения (когда разница между ударами медиатора вниз и вверх должна быть минимальна). Удары вниз и вверх никогда не будут на 100% однородными, но научиться минимизировать разницу между ними нужно. А для 100%-й однородности используется даунстрок. А вообще для каждого параметра в каждой отдельной ситуации допускаются некоторые дельты, которые не мешают реализовывать исполнительский замысел. Без дельт звучат только VST-плагины.
Традиционный ответ: чем больше, тем лучше. На самом деле, можно тратить по 2-3 часа в день и топтаться на одном месте, а можно с трудом вырывать полчаса-час и потихоньку прогрессировать. Все упирается не столько в количество времени, а в методическую составляющую своих занятий. Очень важно уметь слышать и оценивать свою игру. Например, если человек играет какой-то материал, но при этом у него дикая грязь, возникшая в результате некорректного глушения лишних струн, но ему при этом не режет ухо, какова вероятность того, что он исправит эту ошибку и в ближайшее время зазвучит чисто? Вероятность нулевая. Так можно сидеть месяцами и не сдвинуться с мертвой точки. Дело в том, что именно слух в первую очередь отвечает за корректное формирование технических навыков. Если человек слышит грязь, и она ему режет уши, то это значит, что у него формируется потребность в исправлении этого недостатка, и только благодаря этому он вносит коррективы в работу ребра ладони правой руки и в 1-й палец левой руки (если говорить о той же чистоте). Таким образом, одними из главных функций преподавателя являются формирование критериев оценки качества игры у студента и подробное разъяснение, как технически добиться выполнения данных критериев.
Само собой, можно. Чувство ритма есть у подавляющего большинства людей на планете. На самом первом занятии я предлагаю ученикам пройти элементарный тест, повторив настукиваемый мной простейший ритмический рисунок. За всю мою деятельность лишь один человек не смог этого повторить. К сожалению, заниматься музыкой именно ему противопоказано. Однако для всех, кто прошел этот элементарный тест, не должно быть никаких преград. Одним из самых эффективных способов развить чувство ритма является переменный штрих, он же маятник, он же дыхание правой руки (подробнее о переменном штрихе). Конечно же, работа над ритмом этим не ограничивается, но именно переменный штрих является основой данного технического аспекта.