Категория / Этапы | 1 этап | 2 этап |
Технические упражнения |
|
|
Произведения |
|
|
Теория музыки |
|
|
Развитие слуха |
|
|
Аранжировка |
|
|
Импровизация |
|
|
Звукозапись |
|
|
Контроль |
|
|
1 этап |
Технические упражнения |
|
Произведения |
|
Теория музыки |
|
Развитие слуха |
|
Аранжировка |
|
Импровизация |
|
Звукозапись |
|
Контроль |
|
2 этап |
Технические упражнения |
|
Произведения |
|
Теория музыки |
|
Развитие слуха |
|
Аранжировка |
|
Импровизация |
|
Звукозапись |
|
Контроль |
|
Категория / Этапы | 3 этап | 4 этап |
Технические упражнения |
|
|
Произведения |
|
|
Теория музыки |
|
|
Развитие слуха |
|
|
Аранжировка |
|
|
Импровизация |
|
|
Звукозапись |
|
|
Контроль |
|
|
3 этап |
Технические упражнения |
|
Произведения |
|
Теория музыки |
|
Развитие слуха |
|
Аранжировка |
|
Импровизация |
|
Звукозапись |
|
4 этап |
Технические упражнения |
|
Произведения |
|
Теория музыки |
|
Развитие слуха |
|
Аранжировка |
|
Импровизация |
|
Звукозапись |
|
Категория / Этапы | 5 этап | 6 этап |
Технические упражнения |
|
|
Произведения |
|
|
Теория музыки |
|
|
Развитие слуха |
|
|
Аранжировка |
|
|
Импровизация |
|
|
Звукозапись |
|
|
Контроль |
|
|
5 этап |
Технические упражнения |
|
Произведения |
|
Теория музыки |
|
Развитие слуха |
|
Аранжировка |
|
Импровизация |
|
Звукозапись |
|
6 этап |
Технические упражнения |
|
Произведения |
|
Теория музыки |
|
Развитие слуха |
|
Аранжировка |
|
Импровизация |
|
Звукозапись |
|
Категория / Этапы | 7 этап | 8 этап |
Технические упражнения |
|
|
Произведения |
|
|
Теория музыки |
|
|
Развитие слуха |
|
|
Аранжировка |
|
|
Импровизация |
|
|
Звукозапись |
|
|
Контроль |
|
|
7 этап |
Технические упражнения |
|
Произведения |
|
Теория музыки |
|
Развитие слуха |
|
Аранжировка |
|
Импровизация |
|
Звукозапись |
|
8 этап |
Технические упражнения |
|
Произведения |
Теория музыки |
|
Развитие слуха |
|
Аранжировка |
|
Импровизация |
|
Звукозапись |
|
Дополнительные произведения | |
|
|
Дополнительные произведения |
|
Категория | Сопутствующие элементы |
Инструмент и оборудование |
|
Профессиональная компетентность |
|
Сопутствующие элементы |
Инструмент и оборудование |
|
Профессиональная компетентность |
|
Комплексная программа обучения игре на электрогитаре – уникальный авторский продукт гитариста и преподавателя Кирилла Сафонова, являющийся квинтэссенцией многолетнего педагогического стажа в совокупности со знаниями, умениями и навыками, приобретенными из множества сопряженных областей. Эффективность Комплексной программы обучения доказана полученными в короткие сроки высокими результатами обучающихся по ней студентов.
Уникальность данной программы заключается в двух аспектах: структура и содержание
Обучение игре на музыкальных инструментах и на электрогитаре в частности является многогранным и сложным процессом как для преподавателя, так и для студента. Огромное количество промежуточных целей и задач обязывает преподавателя выстраивать образовательный процесс, учитывая необходимую корреляцию разнопланового учебного материала между собой. В противном случае эффективность обучения может быть существенно снижена вплоть до полного ее отсутствия. Именно по этой причине наличие качественно продуманной и отлаженной структуры программы является необходимым условием достижения успеха.
Комплексная программа обучения игре на электрогитаре состоит из 8-ми этапов, каждый из которых хронологически наполнен элементами следующих категорий: технические упражнения, произведения, теория музыки, развитие слуха, аранжировка, импровизация, звукозапись, контроль.
Технические упражнения – комплекс музыкальных фраз и упражнений, направленных на формирование необходимой технической базы студента для уверенной эксплуатации всех актуальных способов звукоизвлечения.
Произведения – комплекс музыкальных гитарно-ориентированных композиций, отвечающих за формирование словарно-фразировочного запаса студента и пополнение технического запаса прочности.
Теория музыки – комплекс теоретических аспектов, необходимых студенту для анализа исполняемых им партий, аранжировки, импровизации, а также для комфортного взаимодействия с другими музыкантами.
Развитие слуха – комплекс упражнения для формирования у студента музыкального слуха, требующегося для съема партий на слух и контроля собственного звукоизвлечения.
Аранжировка – комплекс учебных материалов и задач, направленный на формирование у студента представления о взаимодействии музыкальных инструментов между собой.
Импровизация – комплекс учебных материалов и задач, направленный на приобретение студентом навыков применения полученных им технического запаса прочности, словарно-фразировочного запаса, теоретической базы в подготовленных и спонтанных импровизациях.
Звукозапись – комплекс учебных материалов и задач, направленный на приобретение студентом знаний, умений и навыков в создании минусовок и записи собственных гитарных партий.
Контроль – комплекс мероприятий, обеспечивающих промежуточный и итоговый контроль усвоения студентом учебного материала.
Этап – состоит из элементов следующих категорий: технические упражнения, произведения, теория музыки, развитие слуха, аранжировка, импровизация, звукозапись, контроль. Содержание каждого отдельного этапа обучения представляет собой множество коррелирующих между собой элементов учебной программы.
Внутриэтапная корреляция – в каждой категории учебной программы элементы расположены хронологически, согласно рекомендуемому порядку подачи материала. При этом на каждом занятии преподаватель формирует индивидуальную совокупную выборку элементов различных категорий. Содержание выборки и ее объем зависит от текущего уровня студента, продолжительности занятия и выбранной формы обучения. Изучение всех элементов из всех категорий в рамках одного этапа направлено на достижение целей именно этого этапа.
Межэтапная корреляция – полученные знания, умения и навыки в предыдущем этапе являются необходимыми для освоения материалов и последующего достижения целей следующего этапа.
Представленная на данной странице Комплексная программа обучения является уникальным авторским продуктом Кирилла Сафонова.
Использование структуры и содержания данной программы в коммерческих целях возможно только с письменного разрешения автора.
Играть упражнения или реальную музыку? Изучать теорию или заниматься практикой? Уделять внимание соло или риффам? Снимать партию электрогитары на слух или же разбирать по табулатурам? Эти и другие вопросы не дают покоя огромному количеству желающих научиться (а также пытающихся учить) играть на электрогитаре. В этой связи на различных гитарных порталах, как в России, так и за рубежом, высказывалось достаточно много гитаристов разного уровня, что способствовало формированию гигантского спектра точек зрения (буквально "из крайности в крайность"). Таким образом, основываясь на информации из всемирной паутины, начинающему или даже продвинутому гитаристу, не имеющему за плечами достаточного опыта преподавательской деятельности, вряд ли удастся сделать объективные выводы на этот счет.
Людям, пытающимся найти ответы на вышеназванные нетривиальные вопросы, фактически приходится самостоятельно составлять собственную программу и план обучения игре на электрогитаре. Обычно это является прямой обязанностью преподавателя (составление индивидуальной программы обучения и индивидуального плана работы), но, к сожалению, по различным причинам позволить себе занятия могут далеко не все желающие. Именно для них (а также для интересующихся преподавателей) я постараюсь объяснить свою точку зрения на то, как именно должна формироваться программа и план обучения гитаре.
В случае грамотно составленной программы, у гитариста в процессе обучения накопится полный арсенал технических элементов, который позволит самостоятельно без каких-либо проблем сыграть желаемые произведения. Иными словами, музыкальный вкус и подборка произведений для обучения не всегда совпадают (в случае отсутствия альтернативных вариантов), что в свою очередь не запрещает гитаристу пользоваться полученными знаниями в угодной для него музыке.
В результате выполнения грамотно составленной программы обучения гитарист должен получить в свое распоряжение нижеперечисленные профессиональные качества:
1. Постоянное выполнение общих принципов игры на электрогитаре
2. Формирование критериев оценки качества собственной игры
3. Умение снять и сыграть в оригинальном темпе абсолютно любую гитарную партию
4. Умение импровизировать
5. Умение создавать собственные композиции любого уровня сложности
Наличие у гитариста указанных качеств является необходимым условием его профессионализма
Итак, план обучения игре на электрогитаре должна включать в себя следующие разделы:
Постановка рук (в случае необходимости)
Упражнения на технику игры на электрогитаре
Элементы теории музыки
Риффы
Соло
Лики (клише) известных гитаристов
Съем произведений на слух
Практика записи электрогитары (работа в студии)
Импровизация и создание собственных композиций (включая создание минусовок)
Прежде чем приступать к составлению и выполнению программы обучения, необходимо разобраться со своим звукоизвлечением на примере простейших фраз. Для этого я предлагаю самостоятельно пройти диагностику работы правой руки.
Также настоятельно рекомендую ознакомиться с общими принципами игры на электрогитаре. Надо разобраться, какой смысл несет в себе каждый принцип, что нужно сделать для его выполнения. К сожалению, сразу научиться выполнять все 10 принципов игры на электрогитаре невозможно. По моему глубокому убеждению, в самом начале обучения (до выполнения программы) надо научиться одновременно выполнять принципы ритмичности, динамичности, чистоты, синхронизации и импульсивности. Только после этого можно приступать к первым риффам, на которых гитарист начнет работу над переменным штрихом, амплитудой, скоростью и углом атаки медиатора и т.п. Далее, научившись выполнять 5 вышеуказанных принципа, уже в процессе выполнения программы к ним необходимо будет добавить оптимальность. И только после успешной посадки в руки уже 6 принципов следует обращать внимание на скорость, мелодичность, драйв и креатив.
Если пропустить вышеописанные действия, гитарист значительно усложнит себе работу, так как у него не будет четкого понимания, почему его звук настолько сильно отличается от оригинала. В случае же недостаточно развитого слуха или банальной невнимательности, можно «пройти» всю программу с некачественным звукоизвлечением, а потом обвинять свою электрогитару, комбик или процессор в том, что они недостаточно хороши и «не могут звучать фирмово». Советую запомнить раз и навсегда: 95% качества звукоизвлечения зависит от рук, и только на остальные 5% оказывают влияние гитары, усилители и пр.
Наконец-то можно поговорить о самой программе/плане обучения игре на электрогитаре.
В течение своей преподавательской деятельности мне удалось сформировать достаточно интересную, разнообразную и главное эффективную программу обучения игре на электрогитаре. Ниже представлен перечень элементов программы в соответствующем порядке выполнения. В скобках расшифровывается общая задача каждого элемента (рифф, соло, легато, стаккато и т.п.).
1. Нотная грамота, переменный штрих (Theory + Riff)
2. May Lian's Riff (Riff)
3. ACDC - Highway to Hell (Riff)
4. ACDC - Thunderstruck (Riff)
5. John Petrucci - Exercise Stretching (Warm-up)
6. Legato Lick (Legato)
7. ACDC - Back in Black (Riff)
8. Motley Crue - Dr. Feelgood (Riff)
9. Van Halen - Ain't Talkin Bout Love (Riff)
10. Satellite Party - Insanity Rains (Riff)
11. Диатонические лады, стаккато (Theory + Staccato + Picking) (!)
12. Godsmack - Cryin' Like A Bitch (Riff)
13. Extreme - Kid Ego (Riff)
14. Golden Sequence (Picking)
15. Ozzy Osbourne - I Dont Want To Change The World (Riff)
16. Диатонические лады, легато (Legato + Hybrid Picking) (!)
17. Van Halen - Mean Street (Riff)
18. Extreme - When I'm President (Riff)
19. May Lian's Tapp (Tapping, Double Tapping)
20. Skid Row - Monkey Business (Riff)
21. Интервалы, аккорды, диатонические шкалы (Theory)
22. Extreme - Peacemaker Die (Riff)
23. Paul Gilbert's Arpeggios (Legato)
24. Extreme - Little Girls (Riff)
25. Заполненная пентатоника, пассажи (Theory + Legato)
26. Ozzy Osbourne - Desire (Riff + Solo)
27. Guns'N'Roses - Welcome To The Jungle (Riff + Solo)
28. Юрий Сергеев - Metal 7 (Riff)
29. Кирилл Сафонов - Sweet Home (Solo)
30. Richie Kotzen - So Cold (Riff)
31. Slash - Anastasia (Riff + Solo)
32. Arpeggios (Sweep + Theory) (!)
33. Кирилл Сафонов - Juniors (Solo)
34. Extreme - Warheads (Riff)
35. Условно-диатонические лады (Theory + Staccato)
36. Bullet For My Valentine - Heart's Burst Into Fire (Riff)
37. Кирилл Сафонов - Reason (Solo)
38. Mourning Widows - Paint The Town Red (Riff)
39. Paul Gilbert’s Licks (Staccato + Legato)
40. Pink Floyd - Another Brick In The Wall (Solo)
41. Whitesnake - Love Will Set You Free (Riff)
42. Ozzy Osbourne - No More Tears (Solo)
43. Greg Howe’s Licks (Sweep)
44. Extreme - It('s a Monster) (Riff)
45. Кирилл Сафонов - PaPa (Solo)
46. Юрий Сергеев - Sergeev's Swing (Riff)
47. Joe Satriani - Midnight (Double Tapping)
48. Кирилл Сафонов - Upbeat Blues (Solo)
49. Extreme - Confortably Dumb (Riff + Solo)
50. Юрий Сергеев - Nimnul's Guitar (Riff + Solo)
51. Горизонтальная импровизация, модальные лады (Theory)
52. David Wallimann's Fusion Licks (Sweep + Legato)
53. Joe Satriani - Cryin (Solo)
54. Reb Beach - Cutting Loose (Riff)
55. May Lian - Monologue (Solo)
56. Extreme - Suzi (Wants Her All Day What) (Riff + Solo)
57. Bloodline - Stone Cold Hearted (Riff + Solo)
58. Extreme - He-Man Woman Hater (Riff)
59. May Lian - Blues (Solo)
60. Rick Graham's Licks (Economy Picking, Sweep, Legato)
61. Dream Theater - Another Day (Solo)
62. Ozzy Osbourne - Bark At The Moon (Riff + Solo)
63. David Lee Roth - Drop In The Bucket (Riff + Solo)
64. Extreme - Get The Funk Out (Riff + Solo)
65. Yngwie Malmsteen - Trilogy (Suite) (Solo)
66. Extreme - Pornograffitti (Riff)
67. Liquid Tension Experiment - Freedom of Speech (Solo)
68. Van Halen - Hot For Teacher (Riff + Solo)
69. Dream Theater - The Root Of All Evil (Riff + Solo)
70. Steve Vai - The Crying Machine (Solo)
71. Extreme - Decadence Dance (Riff + Solo)
72. Andy Timmons - Groove Or Die (Solo)
73. Extreme - Cupid's Dead (Riff)
74. Dream Theater - The Best Of Times (Solo)
75. Mr. Big - Addicted to that Rush (Riff + Solo)
76. May Lian - Swing (Riff + Solo)
77. Кирилл Сафонов - Keep At A Distance (Riff + Solo)
78. Paul Gilbert - Scarified (Solo)
79. Кирилл Сафонов - Shuffle (Riff + Solo)
80. David Lee Roth - It's Showtime! (Riff + Solo)
81. May Lian - Grief (Solo)
Элементы, отмеченные (!) являются обязательными для выполнения втечение всего периода увлечения игрой на электрогитаре (необходимо уделять им 20-30% от времени каждого занятия), т.к. при правильном использовании эти упражнения позволяют достичь качественного выполнения технических элементов, а также поддерживать руки в хорошей физической форме. Это позволит гитаристу использовать свип, легато, пикинг, гибрид-пикинг и т.д. в различных музыкальных контекстах, не теряя при этом времени на посадку данных технических элементов в руки. Мои композиции, а также композиции блестящего преподавателя Юрия Сергеева можно послушать на странице Аудио, а также скачать с Soundcloud. Остальные треки без труда можно найти в интернете, в том числе живые исполнения и видеоразборы на Youtube.
Большая часть элементов программы сопровождается табулатурами моего производства в формате .gt5 (Guitar Pro). Это сделано для упрощения работы над учебной программой. Мои студентам открыт доступ к полному набору вспомогательных материалов, включая табулатуры и видеоуроки. Остальные желающие могут ознакомиться с образцами, пройдя по ссылкам в программе. Хочу отметить, что партии электрогитары прописаны мной с точностью до направлений взмахов правой кисти, не говоря уже о мелизмах, демпферах и пр. Найти такие в свободном доступе крайне сложно
Читайте статью "Табулатуры: польза или вред?"
Последовательность и содержание элементов программы рассчитана по принципам возрастания сложности и минимизации пересечений общих задач. Кроме того, немаловажным является тот факт, что отработка каждого последующего элемента помогает лучше посадить в руки предыдущий. Также следует отметить довольно большое количество реальных произведений в программе. Подобное соотношение их с упражнениями позволяет отрабатывать технические элементы, а также их комбинации в контексте настоящих гитарных партий, что существенно повышает грамотность и разносторонность гитариста, увеличивая его словарный запас.
Однако данный список не будет до конца полным, если к нему не добавить следующее:
а) Регулярные сессии звукозаписи пройденного материала, без которых невозможно составить до конца объективное мнение относительно собственной игры. Это объясняется тем, что во время игры на электрогитаре большая часть сознательного мышления занята непосредственно звукоизвлечением, а на оценку его качества остается не так много ресурсов. Таким образом, гитарист начинающего или даже среднего уровня не заметит 50-70% своих ошибок. Регулярная звукозапись дисциплинирует музыканта в плане звукоизвлечения и приучает к эстетически и технически верному исполнению;
б) Съем композиций на слух. Это как езда по навигатору: если вы поедете в незнакомое место по навигатору, то через пару дней скорее всего не найдете его самостоятельно. Но если же вы поедете, ориентируясь по карте и по местности, то даже через неделю вы без проблем доберетесь в пункт назначения вновь. Иными словами: пока гитарист не научится снимать вещи без использования нот, табулатур, видеоразборов и пр., он никогда не сможет распознать на слух даже элементарные характерные для электрогитары обороты. Я рекомендую не стесняться начинать съем на слух даже с самых простых партий. Напрашивается простейшая аналогия: ученику средней школы никогда не предложат доказать гипотезу Пуанкаре. Гитаристы, желающие выполнить программу самостоятельно, будут вынуждены снимать больше композиций, чем студенты, занимающиеся у преподавателя. С одной стороны, это несколько притормозит темп разбора материала, но с другой, подарит ценнейший опыт распознавания и понимания гитарных партий, а это, несомненно, ценная инвестиция в свой будущий профессионализм.
Еще раз напомню, что план обучения гитаре не просто может, а должна поддаваться корректировке. По своему опыту могу сказать, что еще ни разу не было случаев, когда мне не приходилось верстать программу для своих студентов. Все люди разные, и из этого следует, что кто-то силен в чем-то одном и слаб в другом, а кто-то наоборот. Например, если у гитариста все в порядке с рифами или с соло, то он может пропустить ненужные ему элементы программы или же заменить их на более актуальные произведения с целью отработки проблемных моментов.
Я как преподаватель делаю индивидуальную выборку элементов из данной программы для каждого студента, которые расставляются в оптимальном для него порядке. В процессе обучения выборка также может меняться в зависимости от успеваемости обучаемого по тем или иным направлениям, а также дополняться элементами, которые студент желает сделать. От правильного тасования элементов программы напрямую зависит скорость, эффективность и качество обучения каждого конкретного гитариста.
По моему глубокому убеждению, у человека, реализовавшего данную программу (имеется в виду научившегося выполнять все ее элементы), будут открыты все музыкальные, творческие, профессиональные пути. У него не останется вопросов, как играть соло на электрогитаре или какие бывают аккорды для электрогитары. Говорить о конкретных сроках прохождения учебной программы не совсем корректно, т.к. в игру вступает огромное множество различных персональных параметров каждого отдельно взятого человека (степень занятости, текущий уровень, сильные и слабые стороны, умение работать с информацией, усидчивость, личная организованность, физические возможности и т.п.). Если все-таки представить некоего идеального по всем параметрам студента, который занимался бы строго на еженедельной основе, то срок прохождения программы/плана обучения от нуля до финала в этом случае составит 2,5-3 года.
С промежуточными результатами работы некоторых из них можно ознакомиться здесь (записи сделаны в процессе обучения, срок которого составил от полугода до полутора лет). Желающим пройти программу самостоятельно следует отдавать себе отчет в том, что они потратят ощутимо больше времени на ее реализацию. Это объясняется необходимостью самостоятельно разбирать элементы программы (с использованием видеоразборов, табулатур, а также съема на слух), в отличие от студентов, которым преподаватель «разжевывает» материал вплоть до самых мелочей.
Кто-то может со мной не согласиться относительно выбора произведений или процентного соотношения реальных партий и упражнений. Напомню, что я лишь делюсь своим опытом и мнением относительно построения образовательного процесса. Далее желающие могут принять план обучения в чистом виде или сделать из нее свою выборку, добавив или убрав элементы, которые считают нужными.
Выполняя учебную программу самостоятельно, очень важно не потерять объективность оценки качества собственной игры. Необходимо вслушиваться в звучание буквально каждой ноты, делая выводы относительно ее положения в ритме, динамического уровня, чистоты звучания, оптимальности извлечения и пр.
Без преподавателя это будет сделать довольно сложно, но возможно. В любом случае, при достижении положительных результатов почувствуется мощный кайф от правильной игры на электрогитаре, и музыкант будет получать огромное удовольствие, как от самих занятий, так и от своих звукозаписей и живых выступлений. Ведь в первую очередь, именно с этой целью большинство людей берут в руки электрогитару, и не стоит об этом забывать.
Очная форма обучения Обучение ОНЛАЙН Дистанционная форма обучения