Мышление и фразировка при игре метала на гитаре

как играть соло в стиле металлПриветствую тебя, любитель тяжелых риффов и скоростных запилов!

В этой статье мы постараемся разобраться в том, как создавать сольные партии в тяжелых стилях музыки. Какие звукоряды, последовательности и алгоритмы фразировки можно применять для придания партиям аутентичного и в то же время оригинального звучания. А также поговорим о том, какую роль во всем этом играет ритмическая основа партии.

Для начала, стоит понимать, что корни даже самых экстремальных направлений металла уходят в блюз и классическую музыку. Если абстрагироваться от характерного для этого стиля звучания, на базовом, структурном уровне в гармонической основе большинства партий будут лежать:

  • пентатоника или же блюзовая гамма,
  • основные лады минора, такие как — эолийский, дорийский, фригийский, реже локрийский;
  • хроматические опевания,
  • диссонансы,
  • а также арпеджио и их обращения.

В большинстве случаев, известные нам культовые гитарные соло данного жанра укладываются в эту формулу.

Если сольная партия преимущественно основывается на:

  • пентатонике и ее производных — звучание будет носить более ярко выраженный блюзовый характер (пример — соло из Walk — Pantera)
  • гаммообразных пассажах и секвенциях, основанных на диатонических ладах — более классический характер (пример — соло из Crazy Train — Ozzy Osbourne)

Ниже я приведу основные звукоряды от ноты ля, с которыми мы далее будем работать.



Лады для метал соло на гитаре

пентатоника для игры метал

как играть метал для начинающих

легкий метал на гитаре

Итак, определившись со звукорядами, которые мы будем использовать, переходим к практической части.

Построение секвенций и принципы их комбинирования

Часто, при написании сольных партий используются различные секвенции, а также их сочетания. Основой секвенции может служить любой звукоряд или же сочетание звукорядов. Обычно это повторяющийся паттерн (фиксированное количество нот, сыгранных в определенном порядке), обыгрывающий восходящее или же нисходящее движение по данному звукоряду. Приведем несколько примеров простых секвенций.

металл для начинающих секвенция

Если разобрать данные секвенции, то становится заметно, что в основе каждой из приведенных фраз лежит 8-нотный паттерн, обыгрывающий нисходящее движение дорийского ля минора в размере 4/4.

Подобные фразы звучат неплохо, и часто применяются гитаристами. Однако, при всем этом они имеют некоторые недостатки, а именно — звучат немного линейно. Если гитарист часто применяет их, то соло становится монотонным и предсказуемым.

Для придания вашим партиям более оригинального и нелинейного вида можно использовать несколько стратегий их написания.

Для начала, попробуем, оставив тот же размер 4/4, поменять количество нот паттерна.

как научиться играть металл

В приведенном ниже примере, уже используется 10-нотный паттерн. За счет этого акценты больше не делят такт ровно пополам, как в предыдущих примерах, и такая фраза уже не звучит слишком просто. Кроме этого, концовка этой секвенции приходится на 2-ю четверть завершающего такта, что позволяет вам продолжить соло, начав следующую фразу не в 1-ю долю следующего такта. Это также придаст вашему соло большую нелинейность.

Кроме этого, для составления секвенций можно использовать стратегию комбинирования. Возьмем две ля минорные секвенции. Каждая из них по отдельности звучит следующим образом.

металл на электрогитаре

Обратим внимание на то, что у первой секвенции в ее основе лежит секстольный рисунок. При этом все ноты остаются 16-ми в размере 4/4, а в основе второй секвенции звучит квартоль.

Добавим ко всему вышеперечисленному Ля-минорное арпеджио.

арпеджио металл

Если мы будем чередовать фрагменты, а также обращения Ля-минорного арпеджио, получится следующая секвенция.
Цветом выделен каждый из примененных паттернов. Далее они повторяются в той же последовательности.

комбинирование металл на гитаре

На примере данной фразы, видно, как можно применять принцип группировки простых секвенций, получая более сложные.

Стоит оговориться, что совсем не обязательно соблюдать строгий порядок чередования паттернов. Вполне допустимо повторять паттерны одной секвенции несколько раз подряд, прежде чем перейти к следующей или чередовать их в произвольном порядке, получая новое звучание.

Например, в нижеприведенной фразе используются 2 восходящие секвенции, паттерны которых чередуются не симметрично.
Они отмечены соответствующими цветами.

секвенция дл металл соло

Применение вертушек

Кроме секвенций, в металле и прочих тяжелых стилях часто применяются всевозможные вертушки. В отличие от секвенции, в основе вертушки лежит паттерн, повторяющийся по кругу.

Характерным для вертушек является использование:

  • бендов,
  • синкопированная ритмика, создающая определенный ритмический рисунок.

вертушка металл

Вертушки можно применять как отдельно, например, для создания эффекта кульминации соло, так и в сочетании с другими элементами. Для примера сгруппируем несколько вертушек вместе, а также добавим нисходящее движение по пентатонике.

вертушки на электрогитаре

Обратите внимание, что выделенные цветными маркерами вертушки хорошо звучат и по отдельности, но в сочетании они дают структурированный пассаж. В дополнение к вертушкам я использовал небольшую вступительную, и заключительную фразу, основанную на блюзовой гамме (отмечены серым цветом), для придания пассажу завершенного вида.

Применение теппинга

Для создания эффектных фраз, обладающих широким звуковым диапазоном, очень хорошо подходит такой технический прием как теппинг. В данной статье мы не будем разбирать, как обучиться этой технике игры, так как всю необходимую информацию вы можете найти в соответствующем разделе нашей школы.
А также освоить ее и другие гитарные техники в совершенстве, записавшись на урок к одному из преподавателей нашей команды.

Исключая простейшие 3-нотные паттерны на 1 струне, мы также можем строить сложные и оригинальные фразы на основе теппинга, применяя все тот же принцип комбинирования звукорядов.

Для примера, объединим Ре-минорную пентатонику и Ре-минорное арпеджио, доигрывая соответствующие ноты арпеджио тэпами правой руки.

теппинг в металле

Руководствуясь этим аппликатурным принципом сочетания звукорядов, можно строить практически бесконечное множество секвенций и пассажей, которые на скорости будут вызывать у слушателя гарантированный ВАУ-эффект.

В дополнение к этому хочется отдельно сказать несколько слов о пассажах с пропуском нот, которые могут также разнообразить ваше звучание.
Построим такой пассаж, и на его примере разберем, как работает данный принцип.

За основу возьмем 1 бокс Ре-минорной пентатоники, а также в сочетании с ними будем использовать некоторые ноты из 3 бокса, находящегося в аппликатуре верхней части грифа.

тэппинг в метал соло

Также, тэппинг можно использовать для создания восходящих и нисходящих пассажей с использованием хроматических опеваний. Для примера приведем еще одну пентатоническую прогрессию в тональность Ми-минор, в которой одна и та же фигура будет повторяться в 3 октавах.

теппинг в соло на гитаре

Применение техники свип

Неотъемлемой частью гитарных соло в стиле метал, является применение техники свип. Ознакомиться с данной техникой вы также можете в соответствующем разделе нашего сайта, а также записавшись на урок к преподавателю нашей школы.

В классическом металле свип часто применяется в виде тонических арпеджио и секвенций на их основе. В данной статье они не представляют для нас особого интереса ввиду простоты. Поэтому мы разберем некоторые другие варианты применения этой техники. Рассмотрим следующую секвенцию в тональности Ля-минор.

свип на гитаре металл

За основу тут взяты боксы Ля-минорной пентатоники. Паттерны основаны на нисходящем движении по позициям звукоряда с пропуском некоторых нот, а также переносом аппликатуры на следующую струну для удобства исполнения.

В следующем примере соединим техники тэппинга и свип. Для этого соединим 2 аппликатуры Ля-минорного арпеджио, играя его на восходящем движении свипом, а на нисходящем — тэппингом.

свип при игре металла

Заключение

Завершая данную статью, также стоит осветить некоторые моменты, связанные с освоением и применением данного материала.

В первую очередь нужно хорошо понимать, что вещи, описанные здесь, требуют от вас уверенного уровня владения инструментом. Для освоения и дальнейшего использования данных принципов, применяемые здесь виды техники и аппликатуры не должны вызывать у вас значительных усилий. То есть, техническая сторона вопроса не должна мешать вам здраво мыслить и воспринимать материал при его разборе. Если вы чувствуете, что данный материал для вас слишком сложен, — обратитесь к преподавателям нашей школы, запишитесь на онлайн консультацию, или приезжайте очно, в оборудованную для занятий студию, расположенную недалеко от вас.

Все, что описано в данной статье, является лишь отправной точкой, и может служить неким дополнительным взглядом при создании ваших партий. Старайтесь всячески развивать собственное мышление, вырабатывать новые подходы к написанию и исполнению ваших партий, снимайте и анализируйте как можно больше разнообразного материала, старайтесь фокусироваться на том, что вам нравится, и находить этому как можно более широкое применение. Например — приведенные в данной статье принципы построения секвенций для сольных партий, также будут вполне применимы для написания интересных ритмичных рифов. А если вы любите прогрессивный метал, тэппинг также может дополнить звучание рифовых партий, сделав их аутентичными для данного стиля.
Экспериментируйте, пробуйте разные гитарные строи, разную толщину струн и медиаторов, настройки вашего усилителя и дополнительной обработки. Так вы наверняка постепенно придете к собственному звучанию и узнаваемому стилю, что, на мой взгляд, является одним из важнейших достижений для каждого гитариста и музыканта в принципе.

Автор: Зураб Сеситашвили

Остались вопросы о процессе обучения?
Задать вопрос