Интервью гитарному сообществу Гитарист (vk.com/iguitarist)
о подготовке и проведении концерта-флешмоба со Steve Vai и Apocalyptica
Вспоминаем одно из самых ярких гитарных событий лета-2016 — концерт-флешмоб с участием Steve Vai, Apocalyptica и 80-ти российских гитаристов и виолончелистов, состоявшийся 1 августа на ВДНХ.
Iguitarist задали несколько вопросов куратору концерта по линии гитары — Кириллу Сафонову (преподаватель guitar-science.ru) и получили его ответы.
Кому принадлежит идея этого необычного мероприятия?
Идея принадлежит команде ВДНХ, которая неофициально называется «Департамент событий». В него входят талантливые и креативные люди, которые генерируют идеи уникальных и абсолютно невероятных проектов. Именно «Департамент событий» ВДНХ выступил главным идеологом и инициатором проведения концерта-флешмоба со Steve Vai и Apocalyptica в рамках Фестиваля искусств «Вдохновение-2016».
Это был очень смелый ход со стороны ВДНХ, но результат себя полностью оправдал — такого действительно никто и никогда раньше не делал. Конечно же, до этого в мире проходили разного рода флешмобы, некоторые даже превосходили наш по количеству участников. Но никто и никогда не проводил выступления нескольких десятков музыкантов с участием звезд такого масштаба.
Как Steve Vai и Apocalyptica отреагировали на приглашение принять участие в флешмобе?
Сам факт того, что такие мировые звезды музыкальной индустрии, как Steve Vai и Apocalyptica, приехали в Москву и приняли участие в столь необычном мероприятии, говорит о том, что это было в их интересах. Любопытно было наблюдать за реакцией звезд, когда они первый раз появились на совместной репетиции.
Музыканты Apocalyptica были, мягко говоря, удивлены масштабом происходящего и не скрывали эмоций. А первое, что сделал Steve Vai, он достал свой телефон и запечатлел увиденное себе на память.
Как проходил отбор остальных участников?
Уникальность нашего флешмоба заключается в том, что звучали и даже поканально записывались все восемь с лишним десятков музыкантов. Соответственно, требования при отборе были достаточно высоки. Для того, чтобы принять участие в концерте-флешмобе требовалось снять на видео свое исполнение одного из предложенных организаторами треков. Все заявки изучались кураторами флешмоба по линиям гитары и виолончели: гитаристы Сергей Седых и Кирилл Сафонов; виолончелисты — Ирина Львова и Август Крепак.
После согласования со звездами композиций, которые будут играться на концерте, мною были отсняты подробные видеоуроки для гитаристов, на которых разъяснялись формы треков и все сложные технические моменты. Было очень важно, чтобы все несколько десятков музыкантов звучали как одно целое. Для этого надо было исключить самодеятельность, структурировать партии и минимизировать спорные моменты, в которых легко ошибиться.
Именно по этим видеоурокам гитаристам, чьи заявки прошли отбор, было необходимо подготовиться, 9 июля явиться на кастинг и продемонстрировать свое умение играть указанные композиции под клик метронома. Иногородним предлагалось пройти кастинг в режиме онлайн. Далее, прошедшие отбор счастливчики приглашались на репетиции.
Было очень приятно, что сыграть на одной сцене со Steve Vai и Apocalyptica пожелали, как профессиональные гитаристы, так и любители, как совсем юные участники, так и взрослые солидные люди. Ведь играть со звездами такого масштаба действительно большая честь для каждого музыканта.
Сколько времени заняла подготовка? Как проходили репетиции?
Насколько я знаю, идея провести концерт-флешмоб зародилась в феврале-марте текущего года. И уже с этого времени в команде ВДНХ и компании J Group шла активная работа по воплощению замысла в жизнь. Однако подготовка с моей стороны, как куратора флешмоба по линии электрогитары, пошла полным ходом со второй половины июня — размещение информации о грядущем мероприятии в гитарных сообществах и форумах, прием и отбор заявок, съемки видеоуроков.
Далее 9 июля был проведен очный кастинг, после чего начались репетиции, которые заняли 4 дня, не считая прогона непосредственно перед концертом. За день до концерта в Зеленом театре ВДНХ состоялась репетиция гитаристов и виолончелистов со Steve Vai и Apocalyptica. До того момента все репетиции проходили в одном из павильонов ВДНХ, где сотрудники Spin Music Service разместили и подключили всю аппаратуру. До приезда звезд с нами работал один из лучших барабанщиков России Борис Ионов (Therr Maitz).
Репетиции длились по несколько часов, композиции отрабатывались, как целиком, так и фрагментарно, устранялись все возникающие неточности. Отдельно отрабатывался выход-уход музыкантов. Очень много внимания уделялось отстройке звука комбиков — было довольно сложно сделать так, чтобы гитаристы не мешали друг другу и виолончелистам. Кроме того, у каждого музыканта был персональный In-Ear мониторинг, который также требовал тщательной настройки.
31 июля репетиция со Steve Vai и Apocalyptica уже проходила в Зеленом театре ВДНХ. Сначала мы репетировали Kashmir с Апокалиптикой, которые прилетели в Москву днем ранее. Позже к нам присоединился Стив Вай, буквально пару часов назад приземлившийся в аэропорту Шереметьево. Солисты «поделили» Kashmir между собой, после чего сыграли композицию уже в итоговом варианте. Затем мы начали работать с командой Steve Vai над композицией Flash Mob. Стив предложил гитаристам-кураторам (мне и Сергею Седых) сыграть вместе с ним в 3 гитары тему на 1-м куплете. Конечно же, мы с радостью согласились, но очень хотелось поджемовать со Стивом в его треке.
И тут мы набрались наглости и предложили ему эту идею, на что Стив практически не задумываясь ответил: «Why not? Let’s try!». Он сразу поделил на троих импровизацию и объяснил, в какой момент мы должны выйти вперед, и мы тут же все вместе осуществили небольшой прогон. Было очень непривычно и в какой-то степени волнительно играть свой импровиз, когда сам Стив Вай стоит и смотрит на тебя, оценивая твою игру. К счастью, после услышанного Стив показал, что его все устраивает, подняв большой палец вверх.
В очередной раз хочу от себя лично поблагодарить Стива за такую возможность — человек устал после концерта, который у него был днем ранее в Грузии, приехал на репетицию буквально сразу из аэропорта и при этом любезно согласился задержаться и поджемовать с нами (время было около полуночи). Также хочу отметить, что звездные музыканты в жизни вполне общительные и позитивные люди. После нашей ночной репетиции ко мне подошел Jeremy Colson (барабанщик Steve Vai) и сказал: «Cool playing!» — казалось бы, мелочь, но дико приятно!
Как прошел сам концерт? Можно ли посмотреть видео?
Как только видео будет смонтировано, я его опубликую на своем сайте и в соцсетях — следите за новостями! Должно получиться очень красиво. Шоу снимало 14 видеокамер и 6 прикрепленных к гитарам GoPro. Что касается самого концерта, то все прошло как нельзя лучше. В начале Apocalyptica отыграли свой блок, который завершился появлением 30-и наших виолончелистов и совместным исполнением Metallica — Enter Sandman.
Далее произошел Wow-эффект — на сцену вышли 53 гитариста, легендарный Steve Vai и вместе с Apocalyptica и виолончелистами сыграли нетленную композицию Led Zeppelin — Kashmir. Такого зрители точно не ожидали! Затем свой блок отыграл Steve Vai, и в самом конце на сцене вновь появились наши гитаристы и вместе с маэстро завершили его мировой тур в честь 25-летия альбома Passion and Warfare, исполнив композицию Flash Mob.
Расскажите какие-нибудь забавные случаи с подготовки к концерту или с самого концерта.
На самом деле, за эти дни произошло столько всего интересного, что вполне потянет на мемуары. Начать хотя бы с того, что далеко не каждый день в одном месте собирается такое количество музыкантов и играют сначала друг с другом, а потом и со звездами. Было очень приятно повстречать друзей и коллег, с которыми давно не виделись, завести новые интересные знакомства. У всех накопилось огромное количество тем для обсуждения, так что даже на больших перерывах во время саундчеков фирмачей нам не было скучно.
Любопытным является тот факт, что за эти дни нам удалось поработать аж с тремя крутыми барабанщиками. Для многих гитаристов это был очень ценный опыт, т.к. на таком контрасте стало очевидно, что у каждого барабанщика свой ритмический шаблон — они все слегка по-разному расставляли доли. К примеру, Борис Ионов после продолжительных сбивок оттягивает сильную долю на некоторую характерную для себя величину. У Микко Сирена также присутствует этот оттяг, но его величина ощутимо больше. В свою очередь сложилось впечатление, что Джереми Колсон играет практически без смещений. Кроме того, все трое используют разные сбивки. Все это обязывало нас подстраиваться под барабанщиков, привыкать к ним во время репетиций, т.к. в противном случае ни о какой плотности звучания речи и быть не могло.
Не секрет, что Стив Вай — добродушный и приветливый человек. 1 августа в день концерта одному из самых младших участников флешмоба исполнилось 15 лет. Узнав об этом, Стив пригласил именинника выйти на сцену и подыграть ему в одной из композиций своего сольного блока. Во время исполнения юный гитарист также не был обделен вниманием маэстро, который подошел к нему, предложил выйти вперед и обменялся с ним несколькими гитарными фразами.
До выступления мы, конечно же, общались с музыкантами — на репетициях, автограф- и фотосессии. Но все-таки чувствовалась некоторая дистанция между нами. Но когда мы на концерте отыграли Kashmir, дистанция будто испарилась. Во время блока Стива мы находились у обратного входа в Зеленый театр. К нам буквально выбежали музыканты Apocalyptica и с криками «Guys, we did it!!!» бросились с нами обниматься, искренне радуясь результату нашего совместного выступления. Потом они около получаса просто общались с нами, прикалывались, пытались петь Гимн России без слов — было весело! В свою очередь Steve Vai, уходя со сцены, заявил, что это выступление имеет право претендовать на Грэмми. Было видно, что огромный и искренний кайф от такого незабываемого шоу получили все: 4000 зрителей, более 80 участников и даже сами Steve Vai и Apocalyptica. Шоу получилось действительно незабываемым!