В этом видео я приоткрываю завесу о сроках обучения гитаре студентов нашей музыкальной школы Guitar-Science.ru
Это не видеоурок, а видео с пояснением некоторых аспектов нашей деятельности. В частности, речь идет о сроках обучения студентов.
Потребность снять это видео возникла по двум причинам. Первая причина в том, что когда люди обращаются за нашими образовательными услугами, они периодически спрашивают: «Сколько лет длится курс по обучению игре на гитаре?» или «Сколько времени мне необходимо заниматься, чтобы достичь такого-то этапа учебной программы?» и т.д. Вторая причина в том, что я вижу недопонимание с точки зрения сроков обучения гитаре, которые я пишу под видео со студентами.
Давайте начнем со второй причины. На днях я выложил видео, где мой студент играет кавер на песню Арии «Герой асфальта». Он сыграл партии обеих гитар под минусовку. Все клёво, офигенный кавер получился, мне лично понравилось. Я написал под названием видео срок обучения, который составляет один год.
Эта цифра не значит, что человек играет на гитаре один год. Эта цифра отражает продолжительность его сотрудничества с кем-то из преподавателей Guitar-Science. В данном случае со мной. Это сотрудничество суммарное, если человек взял три занятия в 2016 году, два занятия в 2017, а в 2018 пропал, в 2019 опять объявился. Что теперь он занимается три года? То, что он локально брал консультации, ни о чём не говорит. Срок отражает то, сколько времени студент учился непосредственно у преподавателя. Берётся интервал - количество занятий на еженедельной основе. Из этого высчитывается, сколько времени обучался студент. В данном случае человек взял 47 занятий, при еженедельном посещении которых год бы и получился. Кстати так оно и есть – там были некоторые разрозненности, но суммарно мы занимались с начала локдауна в стране и только тогда пошел стабильный график. В марте 2021 года мы сняли этот вот кавер.
То же самое касается студентов, рядом со сроками обучения которых не написана фраза «с нуля». Это значит, что человек пришёл с положительными навыками, которые помогут в образовательном процессе. Например, он играл сам или с преподавателем, у него развилась моторика, он знает ноты, как настраивать гитару, знает базовые вещи. Возможно этот человек даже более продвинутый – это можно нам, преподавателям, эксплуатировать в процессе обучения, это упрощает задачу. Вот что значит ‑ человек пришёл «не с нуля».
Бывает обратное. Приходит студент и говорит, что сам занимается 5-7 лет (возможно, даже с преподавателем), а при просьбе выполнить базовое упражнение выясняется, что он не может это сделать. Я уже молчу про постановку рук и т.д., но можно хотя бы в метроном попасть восьмыми долями или поиграть по одной ноте восьмыми долями?.. Даже это оказывается проблемой. Как тогда оценивать его срок обучения?
Считать, что он ковырял самостоятельно (5 лет псу под хвост) или считать оттуда, откуда мы начинаем взаимодействовать? Когда мы учимся попадать правильно в доли, учимся слышать ноты, мы учимся этим базовым фундаментальным вещам, без которых невозможно нормально заниматься музыкой. Я говорю не про электрогитару, а про музыку в целом. По сути, человек пришел, не имея никаких навыков, которые положительным образом скажутся на обучении. Только отрицательно. Я не шучу, когда говорю, что людей «с нуля» учить проще, потому что иногда люди, которые якобы «не с нуля», приходят с такой «базой», что поражаешься, сколько всего нужно переделывать. Это большая работа как для преподавателя, так и для самого студента, потому что то, что он успел сам себе наковырять за 5 или 10 лет, трудно переделать. Необходима большая сила воли, чтобы перестроиться и пересмотреть мировоззрение на инструмент и на музыку. По большому счёту приходится обнуляться полностью. На этом этапе многие сливаются, потому что морально к этому не готовы.
Также приписка «с нуля» ставится тем, кто приходит абсолютно "чистым". Это значит, что человек никогда не играл медиатором, не умеет держать гитару, не знает как правильно сидеть. Многие даже не знают, в какие ноты настраивать струны, что такое нота и что такое звук в музыке.. Таким людям мы тоже пишем «с нуля». То есть это отражает тот этап, на котором преподаватель начал работать.
Ещё раз: если человек пришёл не с нуля, мы подразумеваем, что у него есть навыки, которые можно положительным образом использовать в обучении, если таких навыков нет, значит этому человеку пишется в срок «с нуля».
Я напомню, что на сайте Guitar-Science раньше не было сроков обучения, и на нашем YouTube-канале их тоже не было. Я выкладывал кавер студента и текстовое описание про подготовку кавера. Но посыпались вопросы в комментариях: «А сколько учится гитаре этот человек?», «С нуля или не с нуля?», «Сколько времени занимается?» и т.д. Окей, мы пошли навстречу аудитории и с тех пор пишем сроки.
Для того, чтобы эти сроки обучения представляли информационную ценность, важно понимать, что они означают. Это было неоднократно объяснено. Я даже выпускал видео «С нуля или не с нуля человек обучается, в чём разница, в чём преимущество», ознакомьтесь. Здесь фишка в том, чтобы внимательнее читайте, что написано. Если указан срок «один год» ‑ это не значит, что студент суммарно держит год гитару. Напомню: это вторая причина снять видео.
Теперь возвращаемся к первой. Первая причина ‑ вопросы в комментариях: «Сколько длится ваш курс?», «Сколько мне надо заниматься?» и т.д. Ребята, никто не скажет конкретные цифры. Если кто-то скажет, то это враньё. Мы не знаем вас как людей, не знаем ваши персональные параметры, степень занятости, сильные и слабые стороны, умение работать с информацией, ваш текущий технический слух, уровень игры и т.д. Таких переменных огромное количество. У нас каждый студент закрепляется за преподавателем, и они вместе работают. Смена преподавателя – это тоже не всегда хорошо, потому что преподавателю нужно время, чтобы понять персональный портрет студента. За счёт этого строится обучение.
Это не институт, где независимо от персональных качеств вам вваливают программу, и хоть тресните, вы должны это сделать. Нет, здесь так не работает. Обучение индивидуальное. Мы для составляем персональный план из наших элементов учебной программы, и по этому плану вы двигаетесь. План составляется с учётом кучи персональных параметров каждого человека. Сколько человек будет при этом обучаться– непонятно. Идеальный вариант: если человек занимается на еженедельной основе, выполняет все рекомендации преподавателя, отсутствуют такие занятия, когда мы вынуждены откатываться назад, переделывать что-то, то на программу обучения уйдет примерно 2,5-3 года. Это идеальный человек, супермен или супервумен, но все мы люди, и занимаемся не только гитарой. У всех есть семьи, работы – надо отдавать себе в этом отчёт и понимать, что у всех разные и физические возможности. Кому-то, например, легко быстро шевелить руками, а кому-то надо этому научиться. Кто-то может при этом уметь хорошо работать с информацией, это добросовестный и усидчивый человек, который самостоятельно качественно занимается. При этом предрасположенный к инструменту человек, у которого быстро и пластично шевелятся руки будет раздолбаем, в одно ухо влетело, в другое вылетело, все рекомендации преподавателя псу под хвост. Кто быстрее достигнет цели? – Скорее всего усидчивый.
Страшно в этом то, что многие проецируют сроки на самого себя без оснований. Что это значит? – Сидит человек по ту сторону экрана и свято верит в то, что он занимается продуктивно на гитаре уже 5 или 10 лет, он думает, что его прогресс, это так и должно быть. Тут выясняется, что студент за год кавернул «Герой асфальта» и начинается бомбление: «О, ужас! Да это развод. Он полжизни до этого играет!», «Да чему ты его научил? Там до тебя уже научили, ты только руки переставил.» и т.д. Начинается тотальная ахинея. А всё потому что сидел 10 лет и ничего не сделал из того, что студент сделал за год нормального обучения. Вот в этом вся фишка. Да, представляю как от этого бомбит. Неприятно, что уж говорить. Но, ребята, это правда. Год нормального обучения перекрывает 5 лет теребоньканья струн самостоятельного. Есть люди, которые умеют самостоятельно учиться, но такие попадаются редко. Я не из таких и честно говорю, что мне нужен наставник: тренер в тренажёрке или преподаватель по музыке. Мне нужно, чтобы меня вели за руку за собой, потому что самостоятельно осваивать такие вещи трудно. Я преподаю уже (в этом году будет юбилей) 15 лет, я видел множество людей. Скажу, что единицы тех, кто умеет работать самостоятельно и кому объективно преподаватель не нужен, потому что они сами себе преподаватели.