Здесь расскажу свое мнение на этот счет. На мой взгляд, профессиональный преподаватель должен отвечать определенным критериям:
1. У него должно быть портфолио
Играющие студенты – не один, не два человека, а действительно определенная масса студентов (десяток-другой человек) – где видно, как они играют, каких результатов достигли и за какой срок. Это очень важная информация для того, чтобы сделать вывод: что из себя представляют результаты обучения у того или иного специалиста. Преподаватель обязан демонстрировать свое портфолио, если хочет, чтобы люди к нему пришли.
Благо, сейчас XXI век, и создать видео – это несложно. Это не как раньше, когда надо было снимать студию, арендовать камеру… Сейчас инструмент пишется в линию (например, гитара), ставится телефон, и никаких проблем с этим нет.
2. Наличие программы обучения
Здесь ситуация следующая: должен быть структурированный комплексный подход. Это мое глубокое убеждение, и я считаю, что я прав, потому что мои студенты достигают высоких результатов в короткие сроки (смотреть результаиты студентов).
Я не говорю, что преподаватель обязательно обязан публиковать программу в открытый доступ. Она у него просто должна быть. Например, у меня она опубликована, ее можно посмотреть на сайте – я ничего не скрываю. Программа состоит из восьми этапов, все структурировано, четко. Каждый элемент категории коррелирует друг с другом. Но не все преподаватели готовы пойти на это. Многие опасаются, что их контент уведут.
В любом случае, когда человек приходит на первое занятие, преподаватель хотя бы должен объяснить ему план действий («что мы будем делать?»). Ко мне приходят достаточно много людей, как и людей от других моих коллег, и я очень часто слышу такую ситуацию:
- Как занятия проходили?
- Ну, сыграем вот этот трек, потом он говорит: «Ой, я сегодня такой трек по радио слышал! Давай сегодня его сделаем? Он такой прикольный»…
И вот в таком вот духе: научил играть один трек, научил играть фрагмент другого, третий… А что дальше? Где это применить? Ну допустим, человек научится это хорошо играть, чисто гипотетически. Как он это будет применять на практике? Что ему это даст? Не понятно. Для меня это большой вопрос. Поэтому должна быть программа обучения. О ней мы еще поговорим в течение мастер-класса чуть подробнее.
3. Высокий уровень владения инструментом
Преподаватель должен уметь играть – об этом я уже говорил. И должен играть достаточно разнообразно. Никто не говорит, что джазовые музыканты роковыми музыкантами должны быть – тяжело достаточно играть в радикально разных жанрах. Например, я работаю в роковом жанре. Околороковый – это гитарный инструментал, гитарная музыка, риффы, AC/DС и т.д. – то есть сугубо гитарная тематика.
У преподавателя должно быть все-таки свое портфолио (как музыканта, исполнительское портфолио), и желательно, чтобы оно было достаточно разнообразным. На основании этого можно сделать вывод, что человек, собственно, играет. Если он играет одни и те же риффы, на двух струнах жужжит постоянно и ничего больше при этом не играет, то скорее всего вы будете делать то же самое. В лучшем случае, как он.
Поэтому обязательно нужно оценить уровень владения инструментом. По мере возможности хотя бы посмотреть видео, послушать аудио, понять как человек вообще владеет инструментом, который он преподает.
4. Наличие статей и видеоуроков (в качестве бонуса)
Сейчас век интернета, век открытого контакта. Мне кажется, прошло время, когда можно было угнать статью. Сейчас все это дело индексируется, и поисковики видят первоисточник. То есть бояться в этом смысле нечего. Зато, когда потенциальный студент будет выбирать преподавателя, то при наличии видеоуроков и статей, он сможет заранее ознакомиться с манерой изложения информации, объяснениями, увидеть глубину познаний. Этот фактор может дополнительно повлиять на выбор преподавателя.
Такие критерии должны выполняться. Я сам стараюсь им соответствовать и всем рекомендую, потому что очень много людей ко мне приходят и говорят: я пришел к тебе потому-то (хорошее видео, опубликована программа, посмотрел видеоуроки и т.д.). Все эти 4 пункта работают равномерно, и я это на себе чувствую по собственному потоку клиентов.
Острая тема, особенно у нас в гитарных кругах. Многие стали путать блогера с преподавателем. Например, у какого-то человека 50-100 тысяч подписчиков, значит он успешный? Все это сомнительно. Я считаю, что здесь надо понимать, кто чем занимается: преподаватель монетизирует свои образовательные услуги, блогер монетизирует публикацию своего контента – здесь есть четкая разница, кто что делает, кто на чем зарабатывает. Поэтому критерии успеха у преподавателя это:
1. количество играющих учеников;
2. качество их игры;
3. сроки, за которые эти результаты были достигнуты.
У блогера успех – это количество подписчиков, лайков, дизлайков, активность аудитории, комментарии. Соответственно, контент преподаватель обычно делает образовательный и информационный, то есть это видеоуроки (с игрой своих студентов, со своей игрой). Блогер обычно делает тот контент, который активно просматривают, т.е. больше развлекательный. Народ у нас любит поскандалить, Дом-2 и всё такое. Скандальные хайпы в нашей музыкальной сфере заходят на «ура», и на этом делаются просмотры., люди делятся на несколько лагерей со всеми вытекающими последствиями. Преподаватель такого не делает. Преподаватель – не медиаблогер, он, если и ведет свой блог, то делает это только чтобы поделиться информацией со своей целевой аудиторией. В этом вся разница. Я думаю, что это надо понимать, смотрите не перепутайте.