Гитарные табулатуры: польза или вред?

гитарные табулатуры для начинающихГитарные табулатуры или в простонародьях «табы» довольно плотно вошли в обиход подавляющего большинства гитаристов. Некоторые их используют для того, чтобы разучить какую-либо гитарную партию - скачал табы с интернета и вперед. Кто-то записывает в них свои музыкальные зарисовки, чтобы не забыть. Преподавателям табулатуры помогают наглядно объяснять начинающим гитаристам учебный материал, а ученику в свою очередь позволяют в случае необходимости освежить в памяти домашнее задание. Казалось бы, сплошные плюсы. Человек, придумавший табулатуры должен быть немедленно удостоен нобелевской премии! Однако, в данной статье я бы хотел рассказать о подводных камнях, поджидающих тех, кто использует данный инструмент бездумно и неумело.

Для чего нужны табулатуры?

Итак, для чего же в первую очередь нужны гитарные табулатуры? В некоторых небезызвестных учебных заведениях преподаватели по классу электрогитары намеренно заставляют учеников разбирать партии исключительно по нотам, расценивая табулатуры как моветон. На мой взгляд, это грубая ошибка, свидетельствующая о серьезной некомпетентности данных преподавателей. Главной задачей табулатур является конкретизация расположения нот на грифе гитары.

СПРАВКА: В табулатурах каждая строчка символизирует струну на гитаре. Самая тонкая струна находиться сверху, самая толстая - снизу. Цифры на этих строчках показывают лад, на котором надо зажать соответствующую струну. Подавляющее большинство гитарных табулатур пишется с помощью специализированного программного обеспечения Guitar Pro (файлы сохраняются с расширениями .gp3, .gp4, .gp5, gpx - в зависимости от версии софта).


Таким образом, глядя в табулатуры, можно однозначно определить на каком ладу какой струны находится та или иная нота. Подобного рода конкретизация необходима не только «злоумышленнику», не знающему нотную грамоту, она пригодится практически любому гитаристу, разучивающему партию на бумаге или экране монитора. Дело в том, что принцип оптимальности подразумевает под собой не только отсутствие всех лишних движений при извлечении звука на электрогитаре (отлет пальцев левой руки, инерционные движения правой руки и пр.), но и грамотное расположение нот гитарной партии (аппликатура). Зачастую при съеме композиции на слух самым сложным этапом является не распознавание нот как таковых, а принятие решения относительно их расположения. Казалось бы, какая разница, где взять, к примеру, ноту соль - на VIII ладу 2-й струны или же на XII ладу 3-й? Нота ведь одинаковая. К сожалению, не все так просто. Некорректное расположение нот гитарной партии может привести к тому, что материал так и не получится сыграть в оригинальном темпе. А самое страшное во всей этой ситуации, что оценить правильность расположения нот получится только тогда, когда гитарист подойдет к какому-то скоростному рубежу. Кстати, ноту ми (E) второй октавы можно извлечь в восьми (!!!) разных местах на грифе электрогитары.

Из личного опыта

Приведу пример из собственного опыта. Когда я снимал на слух соло Dream Theater - The Best Of Times (гитарист John Petrucci), мне не составило никакого труда распознать используемые в партии ноты. А вот с их грамотным расположением оказалось все гораздо интереснее. После нескольких расчетов и «пристрелок» я выбрал оптимальную, как тогда казалось, аппликатуру. Во время посадки материала в руки на низких и средних темпах никаких проблем не возникало. Но когда дело дошло до темпа 80-85% от оригинального, то я просто не мог сыграть некоторые фразы. Естественно, первоначально напрашивается вывод: недоработал, надо «попилить» еще денек другой. Но проблема была не в этом. Оказалось, выбранная в начале аппликатура не являлась оптимальной. Осознав данный факт, с криком «Все назад!» мне пришлось поменять расположение нот, а, следовательно, откатиться назад к медленному темпу и начать процесс посадки материала в руки с самого начала. На этот раз аппликатура оказалась оптимальной и никаких существенных задержек в приросте темпа не наблюдалось. И если бы за плечами не было некоего опыта, то скорее всего, пришлось бы убить приличное количество «жопочасов» ради достижения несбыточной мечты -  разогнать желаемое соло до оригинального темпа.

Какие табулатуры являются качественными и где их найти?

Все ли табулатуры качественные? Конечно же, нет. Под качеством подразумевается не крутое звучание MIDI и даже не наличие партий барабанов, баса и прочего. Качественные табулатуры для гитариста прежде всего должны содержать в себе исчерпывающую информацию о записанных в них партиях. К сожалению, на просторах интернета блуждает гигантское количество «левых» и абсолютно неадекватных табов. В подавляющем большинстве файлов неправильно прописаны ритмические и мелодические рисунки, а в тех редких случаях, где указанные элементы верны, напрочь отсутствуют все мелизмы, демпфер, флажолеты и другие гитарные приемы. Само собой, практически всегда страдает и оптимальность. Может ли начинающий гитарист научиться хорошо играть желаемое произведение по таким табам? Ответ очевиден. Однако, хорошие табулатуры все-таки встречаются, но как правило, это редкие материалы, что называется «от производителя». Поэтому все используемые в учебной программе табы для электрогитары написаны мною лично и за каждую ноту в них я несу ответственность.

Скачать образцы табулатур

Как правильно пользоваться табулатурами?

Ответ на данный вопрос практически очевиден - бери да читай, что написано, и воспроизводи это на электрогитаре. Но и здесь опять-таки не все так однозначно. За время своей преподавательской деятельности я стал замечать у вновь прибывших учеников достаточно большое количество типовых заблуждений и стереотипов, одно из которых касается использования табулатур. Дело в том, что многие люди в прямом смысле слова злоупотребляют табами. Рассмотрим типичный случай. Гитарист пришел домой и решил научиться играть какую-то гитарную партию (это может быть задание от преподавателя или любимая вещь - не важно). Он открывает, допустим, качественные табулатуры и начинает разучивать материал, глядя на экран или бумагу, и при этом потихоньку воспроизводит партию на своей гитаре. Вроде бы все нормально, никакого криминала нет. Но далее разучиваемые фразы уже запомнились (в т.ч. и мышечно), а глаза по-прежнему остаются в табах. А это уже самый настоящий криминал и вот почему.

Когда человек смотрит в табулатуры, у него активно работает зрительное восприятие, на которое мозг тратит определенное количество «ресурсов» (допустим 50%). Также довольно много интеллекта расходуется на моторику, ведь звук надо как-то извлекать (30%). Оставшиеся 20% уходят на слух, что на мой взгляд, непозволительно мало. В результате человек играет на гитаре, буквально пропуская мимо ушей огромное количество ошибок (аритмия, рассинхрон, грязь, давление на струны и т.д.). Но он этого не замечает, так как глаза говорят, что все хорошо, и гитарист продолжает «прошивать» в мышечную память в корне неверное звукоизвлечение. Как показывает практика, чтобы запомнить небольшую фразу (полтакта-такт), достаточно посмотреть на табулатуры пару-тройку раз, после чего их лучше закрыть или перевести взгляд на гитару, обеспечив таким образом визуальный контроль за своими руками и увеличив процентную составляющую слухового контроля. По сути табулатуры должны служить самыми обыкновенными шпаргалками, в которые стоит заглядывать только тогда, когда съем на слух разучиваемой фразы вызывает большие проблемы.

Читайте статью "Как научиться играть любую гитарную партию?"

Все ли элементы учебной программы забиты в табулатуры?

Как стало ясно из предыдущего раздела, зрительное восприятие информации практически всегда идет в ущерб слуховому (неспроста у людей, потерявших зрение, сильно обостряется слух). Именно по этой причине в программе обучения порядка 1/4 материала передаются из рук в руки (с помощью аудио- и видеофайлов). По опыту могу сказать, что в таком режиме работы ученики гораздо активнее пользуются слухом, запоминая сыгранную преподавателем фразу и пытаясь воспроизвести ее на своем инструменте. Если возникают проблемы, то следует обратиться к аудио, замедлить нужный фрагмент и постараться с ним разобраться. Если же проблема осталась, то можно воспользоваться видео и подглядеть, в каком месте и каким способом извлекаются те или иные звуки. При этом всевозможные мелизмы, например, в певучих гитарных соло (рывки, бенды, форшлаги, вибрато и т.д.), которые, к слову, довольно проблематично забить в табы для электрогитары, на слух запоминаются и воспроизводятся в разы быстрее, чем зрительно.

Вывод

В контексте данной статьи гитарные табулатуры можно сравнить с оружием, которое находясь в хороших руках может творить добро, а в плохих - причинять зло. Если ими пользоваться грамотно и в меру, то процесс обучения на начальном и среднем этапах может быть существенно упрощен и эффективность занятий повысится. Если же целыми днями не вылазить из табов и бездумно повторять неверно снятые и некорректно записанные какими-то «умельцами» партии, то вероятность успешного обучения игре на электрогитаре нещадно стремится к нулю. В заключении хочу отметить, что среднестатистическому адекватному гитаристу гораздо проще и интереснее снять партию на слух, чем разбираться в чужих вызывающих сомнения табулатурах.

Автор: Кирилл Сафонов

Остались вопросы о процессе обучения?
Задать вопрос