Говоря о том, как держать медиатор, как бить медиатором по струнам, необходимо понимать, что конечной целью всех манипуляций с правой рукой гитариста является не приведение ее в состояние «как на картинке», а качественное звукоизвлечение. Чтобы сделать для себя вывод, нужна ли вообще постановка правой руки, предлагаю провести самостоятельную диагностику ее работы на предмет атаки медиатором демпфированных и недемпфированных струн, а также 3 и более струн одновременно различным направлением штриха.
Я записал две несложные фразы (.gtp) с минимальным участием левой руки, звучание которых примем за эталон. Попытайтесь их повторить и сравните свое звукоизвлечение и звукоизвлечение на видео. С целью увеличения объективности оценки рекомендую отстроить свой звук приблизительно как на видео, а именно выставить соответствующие уровень гейна и эквализацию.
Поскольку самодиагностика без четко сформированных критериев оценки качества звукоизвлечения с большой долей вероятности будет некорректна, я обозначу основные параметры, на которые следует обращать внимание:
— Не «цепкая» и не «мягкая» атака медиатором. Чем больше глубина погружения медиатора и меньше угол его наклона относительно направления струны, тем больше «цепкость» атаки. Относительно «мягкости» указанные параметры инвертируются.
— Пренебрежимо малое время взаимодействия медиатора и струны. Медиатор не должен «кататься» по струне или застревать между ними. В противном случае будет отчетливо слышен довольно продолжительный по отношению ко времени атаки скрежет или сильная оттяжка соответственно.
— Большая динамическая разница между демпфированными и недемпфированными нотами. Особенно важна контрастность между одинарными нотами и аккордами. Фигурально выражаясь, правильно задемпфированная нота должна быть хлесткая и короткая как выстрел, а правильно извлеченный аккорд должен быть резкий и продолжительный как взрыв.
— Максимально однородная атака медиатором при ударах вниз или вверх. Однородность атаки при ударе медиатора вверх достигается путем повторения траектории движения при ударе вниз, в особенности угла наклона медиатора.
— Чистота звукоизвлечения. Все лишние струны должны быть заглушены. Это проверяется непосредственно атакой их медиатором. В случае правильного глушения будут слышны только чирки без высоких и низких призвуков. Если не выполнять данное условие, то самодиагностика обречена на провал, так как сделать правильные выводы относительно своего звукоизвлечения на фоне шума, издаваемого лишними струнами, невозможно. Напомню, что глушение лишних струн осуществляется двумя руками.
Если Вы услышали разницу по указанным параметрам (речь идет не про тембр или характер перегруза), тогда необходимо заняться постановкой рук.
Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев преподаватель вынужден подробно рассказывать своим студентам, как держать медиатор и как зажимать струны. Это связано с тем, что начинающие гитаристы во время самостоятельной работы уделяют слишком много внимания сторонним проблемам, а не извлекаемому звуку, тем самым пропуская «мимо ушей» критические ошибки.
Справедливости ради отмечу, что истории известно совсем немного случаев, когда гитаристы-самоучки без чьей-либо помощи добивались качественного звукоизвлечения, но при этом внешний вид их рук был очень далек от эталонного. Такие гитаристы встречаются один на миллион, поэтому с учетом крайне малой вероятности появления такого самородка, я предлагаю оптимальные постановки рук, которые подходят для подавляющего большинства гитаристов. Алгоритм приведения рук в правильное положение, а также их базовые движения описаны в статьях «Постановка правой руки» и «Постановка левой руки».
Обращаю внимание на необходимость четкого выполнения всех указанных в статьях параметров, даже если поначалу это кажется абсурдным и неудобным. Дело в том, что на данном этапе руки, можно сказать, приучаются к новому положению и новым движениям. Впоследствии некоторые параметры слегка изменятся и руки займут правильное положение, индивидуальное для каждого человека (с учетом индивидуальных анатомических особенностей), однако эти изменения будут не существенны. Если же изначально не соблюдать указанные в статьях ориентиры, то в мышечной памяти осядет некорректная постановка, которая со временем только усугубится. Об этом свидетельствует печальный опыт большого количества людей, пытавшихся научиться играть на электрогитаре.