Как заниматься техникой игры на электрогитаре

техника игры на электрогитареОдин из самых распространенных вопросов, которые я получаю как в интернете, так и от вновь прибывших учеников, касается организации самостоятельных занятий техникой игры на гитаре. Связано это с пониманием людьми того факта, что их времяпрепровождение с инструментом, которое многие с трудом выкраивают в своих плотных графиках, расходуется неэффективно с точки зрения развития.

Развитие техники игры на гитаре

Разумеется, занятие техникой является лишь одним из аспектов, которым нужно уделять внимание при комплексном развитии себя как гитариста. Однако, в подавляющем большинстве случаев именно с ней возникает больше всего проблем. Если человек знакомится с новой для себя техникой звукоизвлечения на гитаре или же переделывает старую, то ему необходимо «прошить» или «перепрошить» соответственно свою мышечную память. Это довольно трудоемко и не быстро, т.к. приходится учитывать огромное количество переменных. Так как же это правильно делать?

В некоторых своих видео я уже рассказывал о соотношении 20000 повторов в течение 2 месяцев. Ровно столько ПРАВИЛЬНЫХ (ключевое слово) повторов в ограниченное время нужно совершить, чтобы какое-то новое или измененное действие перешло из сознательного контроля в бессознательный. Критериями правильности повтора является одновременное выполнение качественных характеристик:

а) требования по звукоизвлечению;
б) требования по механике.

Если разделить 20000 повторов на 60 дней, то получится примерно 333 повтора в день, что вполне реально при грамотном подходе. Опять же, главное, чтобы эти повторы были правильными. В этом случае существенный прогресс может быть достигнут и при 1-1,5 часах в день.

По долгу службы я очень часто сталкиваюсь с людьми, которые заявляют, что занимаются техникой по несколько часов в день, но положительных результатов при этом достичь не получается. Когда я их прошу продемонстрировать мне, как они занимаются, причина становится очевидной — бОльшая часть повторов неправильная (если не все повторы). В этом случае количество проведенных с гитарой в руках часов никак не коррелирует с результатом на выходе.

3 причины отсутствия прогресса в технике

Обычно такие ситуации возникают из-за:
1. Отсутствия объективной оценки выполнения качественных характеристик,
2. Некорректно выбранных количественных характеристик (темпов),
3. Неправильно подобранного материала (например, сложная партия, текст которой отвлекает гитариста от анализа остальных аспектов).

В рамках работы по технике игры на гитаре грамотный преподаватель возьмет на себя следующие обязательства:

1. Подбор комплекса упражнений для студента (при этом учитываются сложность текста, загруженность человека и его аналитические способности);

2. Подробное разъяснение требований по механике и звукоизвлечению для каждого упражнения (т.е. формирование критериев оценки качества своей игры);

3. Помощь в выборе исходного темпа для каждого упражнения (темп, в котором студент способен самостоятельно анализировать свою игру и при необходимости влиять на ситуацию);

4. Разъяснение методики работы (сколько раз подряд играть упражнение, сколько подходов делать, сколько времени на него тратить, в каких случаях увеличивать темп, как контролировать выполнение качественных характеристик);

5. Осуществление функций контроля (оценка актуальности выбранного студентом темпа и при необходимости внесение корректировок по звукоизвлечению и механике, обычно контроль осуществляется по прошествии определенного времени, как правило, на следующем занятии);

6. Установка целевого темпа (количественная характеристика, которую студент должен достичь к следующему занятию, сохранив при этом все качественные характеристики).

7. Своевременное снятие с контроля текущего упражнения и выдача следующего (все упражнение снимаются с контроля при достижении определенных количественных характеристик, что говорит о формировании у студента необходимых умений и навыков, которые могут быть проэксплуатированы на более сложном материале).
 
Примерно то же самое происходит и при работе над произведениями. Кроме того, с учетом необходимости комплексного развития и технические упражнения, и произведения анализируются с теоретической точки зрения и впоследствии применяются студентами в других контекстах. Таким образом, формируется осознанный словарно-фразировочный запас гитариста, который он будет эксплуатировать при спонтанных и подготовленных импровизациях.
 
Конечно же, если вы занимаетесь самостоятельно, то все вышеперечисленные функции вам придется брать на себя. Это довольно непросто и получается далеко не у всех в силу склада ума, дисциплинированности, предрасположенности к инструменту и тех же аналитических способностях. Но кто не рискует… Если что, я и мои коллеги по Guitar-Science всегда готовы вам помочь в рамках 3-х форм обучения. Дерзайте!

Автор: Кирилл Сафонов

Остались вопросы о процессе обучения?
Задать вопрос