Данный видеоурок и последующий «разбор полетов» полезны не только участникам флешмоба со Steve Vai и не только желающим разобрать композицию Led Zeppelin — Kashmir. Они полезны всем гитаристам, у которых так или иначе есть проблемы с исполнением ритм-партий.
Буквально с самого первого занятитя с очередным студентом я ставлю перед собой вполне определенные задачи, одна из которых — формирование критериев оценки качества своей игры. Иными словами, в ближайшей перспективе студент должен научиться различать хорошее от плохого для того, чтобы делать объективные выводы о своем звукоизвлечении и самостоятельно принимать меры по устранению выявленных недостатков. Невозможно работать над качеством, если нет четкого понимания, что такое качество. Надеюсь, данное умозаключение сомнению не подлежит.
Читайте статью «Общие принципы игры на электрогитаре»
За годы преподавательской практики я привык к тому, что спустя несколько занятий количество типов ошибок у моих студентов сокращается в разы. Но даже если ошибки появляются (и это абсолютно нормально — не лажают только те, кто играет под фанеру), студенты моментально начинают копаться в причинах их возникновения и стараются сами устранить проблемы. И вот в таком подходе, на мой взгляд, и заключается главный двигатель прогресса в освоении музыкального инструмента.
9 июля 2016 года прошел кастинг гитаристов, приславших свои заявки на участие в гитарном флешмобе со Steve Vai. Одной из композиций, которые будут звучать на этом мероприятии является Led Zeppelin — Kashmir, представляющая из себя довольно длинный, тягучий и сложный по форме трек. Именно он был выбран организаторами в качестве некоего индикатора уровня гитаристов, пришедших на кастинг. Участникам было предложено сыграть композицию в строгом соответствии с видеоуроком, подготовленным специально к данному мероприятию.
Поскольку мне посчастливилось стать одним из кураторов флешмоба, на кастинге я находился в статусе жюри. И вот, что из этого получилось. Видимо, я очень сильно привык к тому, что люди слышат свои огрехи и борются с ними в режиме реального времени, ибо то, что я увидел на кастинге, меня искренне удивило.
Я и забыл, что многие действительно не понимают, где та граница, когда игра на электрогитаре считается качественной. И речь идет не о том, что партия не посажена в руки, мешает ощущение экзамена и пр., якобы отсюда лезут и ошибки. Речь о том, что большинство людей абсолютно устраивает своя игра, которая, справедливости ради, довольно далека от идеала. Мало того, что многие люди просто банально не могли попасть в клик (хотя были уверены, что играют ровно), так даже играющие далеко не первый год гитаристы допускали систематические и довольно грубые ошибки.
Читайте статью «Как научиться играть любую гитарную партию»
После прослушивания нескольких десятков человек на кастинге, стал очевиден ряд проблем тенденциального характера. Самое интересное, что эти проблемы, если их не побороть, вылезали, вылезают и будут вылезать на других материалах, будь то риффы Metallica или Nirvana — не важно. Kashmir в данном случае является лишь частным случаем, на котором все эти недуги всплыли. Поэтому во избежание возникновения аналогичных ситуаций, привожу список наиболее распространенных систематических ошибок, которые необходимо учесть не только при подготовке треков к предстоящим репетициям и флешмобу, но и в принципе при дальнейшей эксплуатации электрогитары.
Большинство людей банально не извлекают 16-ю паузу между интервалом и отдельной нотой ре на 5-й струне. Она короткая, но она там есть. В свою очередь те, кто извлекал ее, почему-то ставили паузу и после отдельной ноты ре, чего делать опять-таки нельзя. Кроме того, напоминаю, что нота ре недемпфированная. Во время извлечения пауз не надо шуршать ребром ладони по струнам, и стучать по ним медиатором, пауза — это тишина.
Смотрите видеоурок «Как делать паузы»
Здесь все очень грустно с ритмикой. Некоторые не используют переменный штрих в части B, в результате чего расплачиваются своей аритмией. Но те, кто использует ПШ, будто забывают про длительности нот (или забивают). Если заявлена 8-я с точкой, значит это удар и 2 промаха — П(VП) или V(ПV). Огромное количество людей, в т.ч. и играющих вместо 8-й с точкой играли 16-ю и два чирка, несмотря на то, что на видео все было объяснено. Происходит это непроизвольно, но с этим надо бороться.
Кроме того, левая рука также у многих обрывает заявленные длительности. Такие случаи возникают в результате преждевременного отжатия ранее прижатых струн. Слайдовость — еще один камень в сторону левой руки. Смена позиции левой руки должна осуществляться не тогда, когда удобно, а тогда, когда надо. А надо это делать максимально близко к правой руке (при условии, что правая работает в ритме).
Здесь самая большая проблема — слабые доли. Если в сильные доли люди в основном с той или иной погрешностью попадали, то со слабыми долями беда полная. Кто-то их оттягивает в сторону предыдущего удара, кто-то в сторону последующего. И лишь единицы (!!!) из нескольких десятков человек действительно располагали слабые доли там, где им самое место — ровно посередине между кликами метронома. Кроме того, обращаю внимание, что в этой части почти все ноты 16-е. Опять-таки многие люди играли их как 8-е или еще хуже.
Наверное, самая простая часть во всей композиции, но при этом довольно коварная. Дело в том, что ритмический рисунок на таких фразах запомнить довольно сложно и поэтому возникает самодеятельность в виде его изменения. Делать этого категорически нельзя. Ритмический рисунок должен быть отработан в том виде, в котором представлен в видеоуроке. В конце концов, если мы претендуем на синхронное звучание, то надо без лишних разговоров взять и усадить указанный фрагмент в том виде, в котором он дан. Однако, вполне возможно, что на репетициях мы внесем некоторые правки и упростим рисунок, но базироваться он будет на предложенном в разборе варианте.
Как обычно, многие недооценивают Led Zeppelin — Kashmir, точно так же, как и недооценивают ACDC — Back In Black, Van Halen — Ain’t Talkin Bout Love и пр. И ладно бы не было нормального разбора и адекватных табулатур. Но ведь все это есть — в том числе и видео, и ноты, и табы. И тем не менее, такое количество ошибок все равно присутствует. Происходит это исключительно из-за отсутствия у многих гитаристов привычки анализировать и критически оценивать свой собственный звук — в этом мое глубокое убеждение.
Поэтому, чтобы не было лажи на репетициях и, конечно же, на самом мероприятии, настоятельно рекомендую пройтись по данному списку и внимательнейшим образом проанализировать свою игру. Играйте под клик, записывайтесь также под клик, анализируйте свою игру, как на слух, так и визуально. Делайте выводы, принимайте меры по устранению ошибок. И вот только тогда пойдет реальный прогресс!